• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ и Москва запустили «пилот» по изучению навыков XXI века

17 ноября сотрудники Центра мониторинга качества образования и студенты Института образования НИУ ВШЭ завершили первый этап российского сегмента глобального проекта по исследованию социальных и эмоциональных навыков школьников (Study of Social and Emotional Skills – SSES). В течение месяца они проводили опросы детей и подростков в возрасте 10 и 15 лет в московских школах. ВШЭ работает над этим проектом при поддержке Департамента образования Москвы и Московского центра качества образования.

Глобальный проект исследует социально-эмоциональные навыки учащихся – такие, как способность к коммуникации и работе в команде, оптимизм, доверие, стрессоустойчивость и т.д. Помимо Москвы, аналогичное исследование ведется в десяти других крупных мегаполисах мира, в числе которых Сеул, Оттава, Рим, Анкара, Хельсинки. Ученым предстоит выяснить, как развиваются эти навыки в разных странах. На основе проекта будут созданы такие методики обучения, которые помогут личностному развитию школьников вне национальных границ.

Инициатором SSES выступила Организация экономического сотрудничества и развития, которая изучает вопрос, как должно измениться школьное образование, чтобы отвечать требованиям современности. Российским партнером этих исследований неизменно является Институт образования НИУ ВШЭ: в этом году его ведущие ученые совместно с коллегами из МГПУ опубликовали работу «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра».

По словам научного руководителя института Исака Фрумина, еще в 80-х среди мировых ученых сложилось понимание, что школа должна давать не только предметные знания. Она должна лучше адаптировать учеников к реалиям XXI века, одной из примет которого стала глобализация: не случайно в центре SSES оказался именно школьник современного развитого мегаполиса. Проект поможет не только получить беспрецедентно широкий портрет учащихся крупнейших столиц, но и обратить внимание руководителей сферы образования во всем мире на то, насколько важны социальная и эмоциональная стороны развития детей.

Прежние исследования Центра мониторинга качества образования показали, что достижения в школе связаны с социально-эмоциональными навыками, без которых невозможно представить ключевые навыки XXI века. Более полное представление о социально-эмоциональном развитии поможет как учителю, так и родителям улучшить взаимодействие с детьми и выстроить индивидуальные стратегии для успешной учебы, а в конечном счете – для улучшения достижений детей, а значит, и качества их дальнейшей взрослой жизни.