Приручить «кельтского тигра»
Аспирантка Института образования НИУ ВШЭ Ирина Дворецкая занимается изучением цифровой трансформации школ. Во время стажировки в Центре изучения информационных технологий в образовании в Дублине ей удалось увидеть школы, которые находятся в разных экономических условиях, но давно привыкли использовать информационные технологии в каждодневной работе.
– Когда настало время выбора места для стажировки, мой научный руководитель Александр Юрьевич Уваров и академик Алексей Львович Семенов рекомендовали обратить внимание на англоязычные страны, на те центры, где ведется не только исследовательская работа, но и практическая, и стараться обязательно попасть в школы. Нам удалось согласовать цели и даты стажировки с профессором Бренданом Тэнгни из Тринити Колледжа в Дублине, и я начала более детально готовиться к поездке. Профессор Тэнгни – блестящий исследователь, организатор науки и педагог, общение с ним и наблюдение за его работой само по себе явилось ценным опытом.
«Кельтский тигр»
Деятельность CRITE (The Centre for Research in IT in Education), центра, в котором я стажировалась, сосредоточена вокруг трех основных направлений. Во-первых, это Bridge21, новая модель обучения, разработанная на основе проектного, междисциплинарного подхода, реализуемая в малых группах. Во-вторых, это программа Trinity Access 21, направленная на то, чтобы дублинские подростки из семей с низким социально-экономическим статусом смогли получить высшее образование. В-третьих, это проекты по обучению детей программированию, по которым также ведутся исследования эффектов в сотрудничестве с IT-гигантами Ирландии.
Компьютерные гиганты начали размещать свои производства в Ирландии с конца 70-х, и к этому же времени относятся первые инициативы информатизации образования Ирландии. Экономический рост, который происходил в три этапа в Ирландии девяностых и двухтысячных («кельтский тигр»), многие экономисты связывают в том числе с инвестициями в масштабную программу информатизации образования, начавшуюся в 90-е. Сегодня сложно представить себе Дублин без Google, IBM, Salesforce, Microsoft, LinkedIn, Zendesk и других компаний, чьими продуктами мы пользуемся каждый день. Из-за этого Дублин – не только центр притяжения для многих IT-специалистов и лидер Еврозоны по зарплатам, но и невероятно дорогой город. В то же время в памяти многих ирландцев старшего поколения еще живы воспоминания о sunday roast – воскресном жарком, которое было чуть ли не единственным мясным блюдом за всю неделю.
Уникальный опыт в сжатые сроки
Благодаря тщательной подготовке к стажировке я смогла за два месяца получить максимум полезного.
- Познакомилась с моделью Bridge21 «в боевых условиях». Несколько дней я смогла провести на занятиях, где знакомилась с методикой организации образовательного процесса, интервьюировала детей, волонтеров и ассистентов.
- Узнала об ирландском опыте дополнительного образования школьников в области программирования и цифровых технологий. Например, очень интересным оказался проект Codegirl – программирование для школьниц. Ассистировала на занятиях для детей по программированию и один день на мероприятии для школьниц в компании Salesforce – это один из крупнейших разработчиков софта в мире.
- Пообщалась с командой проекта TAP21 по привлечению абитуриентов из семей с низким социально-экономическим статусом в университеты, узнала об их опыте менторства.
- Прошла обучение по модулям Digital Media Literacy и Problem-solving. Посещала занятия по инжинирингу знаний, анализу данных на Python, методам исследования, академическому письму.
- Представила свое диссертационное исследование, посвященное изучению параметров цифровой трансформации школ, на внутреннем семинаре CRITE.
- Организовала ридинг-группу на тему LMS внутри центра и провела ее вместе с коллегами.
- Посетила 5 ирландских школ, познакомилась с их опытом цифровизации и использования цифровых технологий.
Человек важнее технологий
Меня особенно поразили две школы: дублинская Stepaside Secondary School, полностью работающая по модели Bridge21, и маленькая начальная школа в деревне Аттимас, графство Мейо, которую возглавляет мой коллега по проекту SELFIE Шон Галлахер. Несмотря на сильно различающийся контекст (попасть в первую школу – мечта детей и родителей, а вторая находится в ирландской глубинке, и ее скорее можно отнести к резильентным), в обеих школах реализуется личностно-ориентированный подход, а в учебной работе широко используются информационно-коммуникационные технологии.
Стажировка дала мне гораздо более ясное понимание направления развития своего исследования и его практического применения. Мне удалось пообщаться с непосредственными участниками и наблюдателями процессов цифровой трансформации образования, разработчиками, учителями, сотрудниками IT-компаний. Я не могу не сформулировать кредо исследований цифровой трансформации: человек важнее технологий.