«Наша небольшая инициатива превратилась в большую и, надеюсь, устойчивую традицию»
В декабре мне довелось участвовать в нескольких событиях, которые мне кажутся важными для мирового образования и интересными с профессиональной точки зрения.
10 – 12 декабря в Гонконге вручили премию Идана, которую называют «нобелевской премией в области образования». Награждают в номинациях «Исследования в области образования» и «Образовательный проект, который вносит вклад в развитие мира». Два победителя получают по 3,8 миллиона долларов. Поскольку фонд Идана является партнёром Института, коллеги пригласили меня участвовать в этой впечатляющей церемонии. В этом году победителями стали профессор Ларри Хеджес из Чикаго (он - создатель современного метаанализа в области социальной политики) и Анант Агарвал из MIT (инициировал и реализовывает проект массовых открытых онлайн курсов EdX).
Мне было очень приятно не только то, что церемония началась увертюрой Глинки к опере «Руслан и Людмила», но и то, что на церемонии открытия присутствовали многие люди, которые бывали в нашем Институте.
К этому мероприятию наши коллеги из факультета образования университета Гонконга приурочили третий закрытый форум деканов факультетов образования из ведущих исследовательских университетов мира. Первый такой форум состоялся три года назад по инициативе нашего Института в Санкт-Петербурге. Второй – в 2017 году в Пекинском университете. И вот наша небольшая инициатива превратилась в большую и, надеюсь, устойчивую традицию.
В этом году в форуме приняли участие руководители факультетов образования из главных университетов Пекина, Хельсинки, Монреаля, Сеула, Тайваня, Токио, Южной Африки. Особую роль играли деканы университетов из первой десятки мирового рейтинга по образованию – Мельбурнского, Кембриджского, Гонконгского, Мичиганского. Главной темой форума была интернационализация школ образования. Мы откровенно обсудили, как происходит процесс интернационализации исследований и образования, как формировать широкое поликультурное видение современных исследователей. Коллеги из Азии настаивали на том, что нужны специальные усилия по вовлечению знаний и культуры Азии в теоретический дискурс наук об образовании. Договорились, что коллеги из наших университетов внимательнее посмотрят на потенциальных партнеров в этих школах. Знаком интернационализации было и то, что в это время на факультете образования Гонконга находится Сауле Бекова – наша замечательная аспирантка, и то, что в издательстве Гонконгского университета вышла книжка, редакторами которой стали Игорь Чириков и его коллеги из Гонконга.
Мы обсудили возможности создания совместной декларации о глобальных вызовах в науке об образовании и об усилении кооперации.
Из Гонконга я перелетел в Сеул, куда уже полетела наша делегация – Анна Кобцева, Ира Брун и Сергей Косарецкий. Вместе с коллегами из МГПУ – Игорем Реморенко и Кириллом Баранниковым – мы приехали в Сеульский национальный университет на семинар по международному проекту, которым в нашем Институте руководит Мария Добрякова: «Универсальные компетентности и новая грамотность – от лозунгов к реальности». Сеульский университет – наш партнер в этом проекте.
За два дня мы не только обсудили, как формировать универсальные компетентности в школе на самых разных предметах, но и побывали в корейской школе, поближе познакомились с университетом. В фундаментальной книге, которая скоро выйдет из печати, вы сможете подробнее узнать об опыте Кореи и о проекте в целом. Пока же скажу, что особенно нам понравилось, как корейцы используют уроки физкультуры для формирования навыков коммуникации и самоуправления. Также, пытаясь отвлечь детей и учителей от натаскивания на экзамены, они придумали «семестр без оценок», благодаря чему резко увеличивается доля инициативного образования, социальной практики. Коллеги из Сеула несколько раз бывали у нас. Мы договорились не завершать наше сотрудничество этим семинаром, а поискать и другие возможные направления совместной работы.