• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обучение и социализация детей с миграционным статусом

В 2019 году Институт образования и Институт социальной политики НИУ ВШЭ начинают реализацию проекта по анализу ситуации детей, попавших под влияние миграции в Центральной Азии. Заказчиком проекта выступает региональный офис ЮНИСЕФ стран Европы и Центральной Азии, исполнителем проекта в Институте образования – Центр социально-экономического развития школы (руководитель Сергей Косарецкий).   

 В рамках проекта предстоит разработать методологию и инструментарий, провести интервью с  семьями мигрантов из четырех стран Центральной Азии (Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана), с работниками системы образования и НКО в нескольких регионах России (Москве, Екатеринбурге, Красноярске). По итогам проекта будет подготовлен аналитический доклад ЮНИСЕФ, включающий рекомендации по адаптации детей мигрантов.    

 Участие в проекте отражает намерения  Института образования уделять данной тематике более серьезное внимание. До недавнего времени проблемы обучения и социализации группы детей с миграционным статусом и слабым знанием русского языка рассматривались исключительно в рамках изучения темы неравенства в образовании и оказания  мер поддержки школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях. Новый проект будет развиваться самостоятельно. Это не случайно, поскольку в 2018 году вышел целый ряд серьезных документов и материалов, касающихся темы мигрантов.  

Например, Указ Президента РФ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы», доклад Уполномоченного по правам человека в городе Москве «Проблемы защиты прав детей, не имеющих гражданства Российской Федерации в городе Москва. В конце ноября 2018 года на очередной конференции OXFAM проблемы детей мигрантов впервые широко обсуждались с участием некоммерческих организаций и представителей системы образования, было заявлено о необходимости тесной кооперации и разработке научно-обоснованных инструментов поддержки детей данной категории в образовании и здравоохранении, оказании им социальной помощи.   

В скором времени Институт образования, наряду с исследовательской повесткой,  предполагает  создать площадку для обсуждения вопросов обеспечения доступного качественного образования и социализации детей  мигрантов. Скорее всего, это будет постоянно  действующий  тематический научно-практический семинар.   

Мы приглашаем к сотрудничеству ученых, работников системы образования и  некоммерческих организаций, оказывающих помощь и поддержку детям мигрантов. Первый семинар состоится уже в январе 2019 года.