• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как Вышка стала лучшей в рейтинге QS по образованию среди российских вузов

Сегодня стали известны результаты QS – одного из трех ведущих международных предметных рейтингов вузов. Его результаты говорят о том, что Вышке за короткое время удалось почти невозможное: войти в элитный круг глобального научного диалога в образовании.

Российский вуз вошел в диапазон «100 – 150» в рейтинге QS. Для молодой организации такой рост показателей репутации – знак мирового признания среди наиболее авторитетных ученых, работающих в сфере образования.

Шесть лет назад, когда в Вышке создавался Институт образования, все понимали, что предстоит трудная и концентрированная работа. Но вряд ли можно было надеяться на скорое международное признание: российская наука об образовании была мало интегрирована в мировую дискуссию. Важно при этом, что в области исследований образования в Вышке работает много разных специалистов и сильные целевые коллективы – не только Институт образования. Значительную роль и в публикациях высокого уровня по образованию и в росте репутации играют Институт институциональных исследований, Институт статистики и экономики знаний, многие специалисты факультета социальных наук.

Начиная этот большой путь, исследователи Вышки определили для себя главное – ориентир на качество публикаций и академическую репутацию.

Но какими были факторы успеха?

1. Стремились сразу в  «высшую лигу».

В Вышке пошли по пути публикации в топовых журналах. Были нацелены на быстрое и качественное развитие. Ставили перед собой задачу «переизобрести» науку об образовании в России – расширить рамки педагогики мультидисциплинарным подходом. Создали первую российскую аспирантуру по образованию, где стали возможны исследования на стыке наук. В 2018 первыми обладателями ученой степени HSE PhD in Education (кандидат наук об образовании) стали пять выпускников аспирантуры, которые внесли важный вклад в итоговый успех. Один из них – Иван Смирнов – опубликовал результаты своей диссертации в одном из самых престижных в мире журналов. Помогли курсы академического письма на английском языке и обсуждение статей в период подготовки.

Среди приглашенных профессоров, постоянно (хотя и дистанционно) сотрудничающих с Вышкой, исследователи из лучших университетов – из Стэнфорда, Оксфорда, Беркли, Пекинского университета, университета Хельсинки, Бостонского колледжа, Миланского университета.

2. Коллектив Инобра сконцентрировался на исследованиях с сильной эмпирической базой – строил доказательную педагогическую науку, опираясь на данные. 

Современные методы и эмпирические данные позволили быть «на передовой» глобальной научной повестки в сфере образования. Мы первыми в постсоветской России запустили лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии» на национальной выборке по мировым стандартам. Стали анализировать данные социальных сетей, работать с такими сложными объектами, как неформальное образование, образовательная вовлеченность, универсальные компетентности. Это тоже положительно повлияло и на продвижение публикаций, и на академическую репутацию.

Уникальная база данных о российском и мировом образовании доступна сейчас и молодым, и опытным исследователям. Вышка инвестирует в сбор эмпирических данных, без которых невозможна современная наука.

3. Вышка активно вовлекалась в крупнейшие международные исследования, и сама становилась оператором международных проектов.

Взяли за правило, чтобы каждый сотрудник и аспирант смело подавал доклады на лучшие международные конференции, и старались помочь тем, чьи доклады принимались. Половина наших аспирантов проводят 2-3 месяца в одной из флагманских зарубежных научно-образовательных организаций. Мы упорно выращивали собственные научные международные конференции реально высокого уровня.

Наши ученые инициировали масштабные международные исследовательские проекты, результатами которых становились книги, которые выходили в глобальных издательствах:

  •  «Трансформация постсоветских систем образования» (в партнерстве с 16 университетами бывших стран СССР и Европы);
  • «Универсальные компетентности и новая грамотность для современной школы» ( в партнерстве с фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и шестью ведущими университетами мира);
  • «Оценка навыков студентов инженерных специальностей» (в партнерстве со Стэнфордским университетом и университетом Чинхуа);
  • «Измерение индивидуального прогресса ребенка в начальной школе» (совместно с Дарэмским университетом);
  • «Неравенство в образовании» (совместно с пятью ведущими мировыми университетами);
  • «Академическая профессия» (совместно с Бостонским колледжем).

4. Связь с практикой

Многие эксперты полагают, что успеху Вышки помогает тесная связь с реальностью образования, участие специалистов в инновационных проектах, в проектировании и анализе государственной политики. Инобр стал исследовательским партнером инновационных организаций – Агентства стратегических инициатив, движения WorldSkills, Российской венчурной компании, Сбербанка, таких лидеров образовательной сферы, как «Яндекс», «Просвещение», «Российский учебник».



Рейтинг QS формируют несколько показателей, ключевые из которых – академическая репутация и цитируемость научных публикаций (с учетом Индекса Хирша). «Вес» репутации вуза составляет половину результата в рейтинге. Цитируемость не менее важна, ее доля – 40%. Репутация среди работодателей тоже имеет значение. Хотя относительно других показателей, ее доля невелика – всего 10 %.

Интересно, что методика подсчета рейтинга –  это «длинные» достижения: на результат Вышки сегодня повлияли статьи 2012 – 2016 годов. Количество сегодняшних публикаций и ссылок на них отразится уже в будущих рейтингах.

Вышка не собирается снижать темпы. Авторитетные международные организации выбирают ВШЭ партнерами и операторами своих мероприятий. 22-24 мая на базе Вышки состоится Генеральная ассамблея Международной академии образования – организации, объединяющей самых авторитетных исследователей образования из 39 стран.