• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Конечно, сначала многие «обалдевают» от свободы»: заметки о школах Англии

Топовые школы Англии окружены легендами – и те, которые известны многовековой историей и традициями, которые до сих пор полагается соблюдать, и относительно «молодые», такие, как Саммерхилл. Наша коллега, ведущий эксперт Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ Анна Кобцева, побывала в этих школах и пообщалась с педагогами.

Всего на стажировку в Лондон отправились 22 человека – представители партнерских школ Инобра, как государственных, так и частных, а также студенты нашей магистерской программы «Управление образованием». Наш институт организовал эту поездку совместно с Международным образовательным клубом, чтобы мы воочию увидели, как работает британская образовательная система в самых разных «вариантах». Среди шести известных школ, которые мы посетили, были и частные, и государственные, и школы-пансионы... Вкратце расскажу о том, что мы увидели в школах Лондона, Оксфорда, Кембриджа и в Саммерхилле.

  Модели и концепции школ почти не меняются за всю историю их существования. То ли это менталитет, то ли англичане сразу делают мега-проект, который работает «на века». Например, школа St Clare’s Oxford (кстати, частная – в Великобритании таковых всего 7%) считается молодой, хотя ей больше шестидесяти лет. При общении я почувствовала , что конкуренция (или ревность?) между новыми и старыми школами в Великобритании есть. Педагоги St Clare’s Oxford с иронией говорили, например, об Eton College, а традиционную британскую систему образования критиковали за узконаправленность: по их словам, ученик к своим 16 годам может вообще не приступить к изучению, например, математики.

А одна из самых старых школ, которую мы посетили (и тоже, кстати, конкурент Итона) –Harrow Scool. Здесь учились и Байрон, и Черчилль, и «политическая элита страны», как тут говорят, и, кажется, за 400 лет мало что изменилось – даже скамейки, которые мне показались очень неудобными, больше на музей похоже, чем на школу. Это школа для мальчиков, даже женщины-педагоги здесь появились лишь в 90-х, и ученика по-прежнему могут наказать за то, что он не носит форменную шапочку. Но наказывают за плохую подготовку и поведение, конечно, уже не розгами. Например, могут выставить ученика перед всей школой (а это около тысячи человек) и объявить, что он не выполнил то или иное задание, но и это бывает редко. Конкурс сюда – больше четырех человек на место.

– Высокие образовательные результаты в первую очередь достигаются за счет того, что  вокруг ребенка «концентрируют» условия обучения. Так, работа государственных школ оценивается не по финальным экзаменам, а по индивидуальному прогрессу учеников – для этого существует специальный софт.  В учебной программе Harrow Scool много времени уделяется не традиционным в нашем представлении предметам, а таким как лидерство, пение, театральное искусство, спорт.   

  Английские школы – очень закрытые.  Они «рассказывают и показывают» про себя, но когда задаешь конкретные вопросы о «технологиях» и «методах», получаешь абстрактный ответ. Возможно, дело все в той же разнице менталитетов. Часто «закрытость» объясняют безопасностью ребенка, которую здесь ставят очень высоко. 

  Мнение ученика в английских школах имеет огромное значение, причем, по самому широкому кругу вопросов. В Кембридже в государственной школе вокруг работы ребенка – целая переписка: учитель подробно комментирует, что его впечатлило в работе ученика, а что нужно доработать, а ученик пишет ответ. В Саммерхилле у детей спросили разрешения, прежде чем допустить нас на собрание. На этом собрании ученики обсуждали все, в том числе, хозяйственные вопросы, вплоть до того, починить ли крышу и где взять на это деньги. Они не просто голосовали, а высказывались, почему «да» или почему «нет». Ходить на уроки или нет – в этой школе решает только сам ребенок, и, по словам самих учеников, это действует. Конечно, сначала многие «обалдевают» от свободы, но им быстро становиться скучно болтаться по лесу и по деревне. И в итоге результаты выпускных экзаменов в Саммерхилле выше, чем в среднем по стране.

  Я поинтересовалась нагрузкой учителей: в государственной школе Кембриджа она составляет около 43 часов за две недели, включая дополнительные занятия. У педагогов, возглавляющих «предметные департаменты» (что-то вроде наших методических объединений), нагрузка не больше 30 часов за две недели, потому что им нужно время, чтобы организовать процесс обучения по своему направлению.    

Я думаю, эта стажировка была исключительно полезной, причем, не только для нас. Мы общались с директорами, у которых «горели глаза», видели встречный интерес к нашей работе. Некоторые из них высказали желание приехать к нам в Инобр. Хотелось бы, чтобы эта поездка положила начало настоящего сотрудничества.