• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Одной учебы мало

В Инобре изучили роль «студенческой вовлечённости» в развитии критического мышления

Академическая успеваемость (оценки по предметам) студентов не связана напрямую с развитием у них критического мышления – одного из ключевых «навыков XXI века». Вопреки устоявшемуся мнению, что научить чему-то можно прежде всего на занятии, не менее важную роль в развитии критического мышления играют также другие формы активности, в том числе, внеучебная – например, участие студентов в работе клубов, секций, объединений и т.д. Такой вывод делают сотрудники Института образования НИУ ВШЭ на основании исследования, в котором участвовало более трех тысяч студентов одного из крупнейших университетов России.  Результаты опубликованы в журнале «Вопросы образования». Авторы статьи –  Ирина Щеглова, Юлия Корешникова и Ольга Паршина.  

Критическое мышление, то есть навык, позволяющий анализировать, синтезировать и оценивать внешнюю информацию для принятия решений исследуется несколько десятилетий. Однако впервые предпринята попытка рассмотреть механизм развития этого навыка не в контексте какой-то конкретной формы студенческой активности (например, академической), а в их совокупности. В рамках одной статистической модели исследователи попробовали «расшифровать», приводит ли вовлеченность студента в учебную, научную и внеучебную деятельность к росту уровня его критического мышления.

Авторы обращают внимание на то, что существующая педагогическая традиция фокусируется именно на академической активности. Важность развития критического мышления признана во всем мире и обозначена, в том числе, в российском ФГОСе, однако конкретные «требования к развитию навыков мышления высокого порядка, рекомендации о конкретных способах и инструментах, позволяющих эти навыки наиболее эффективно развивать», в нормативных документах отсутствуют. Педагоги, которые стремятся развивать навыки XXI века, концентрируются на формах академической вовлеченности в классе, не принимая во внимание потенциал университетской среды.

Исследования показывают, что именно внеучебная деятельность во многом влияет не только на развитие навыка критического мышления, но и на способность к командной работе, развитие чувства индивидуальной и коллективной ответственности, а также формирует социальный капитал и влияет на параметры стартовой оплаты труда. Тезис о том, что развитие навыков высокого порядка возможно только через включение в деятельность, подтверждается и некоторыми зарубежными исследованиями, в которых изучалось связь научной вовлеченности с процессом синтеза и оценки идей.

Проанализировав результаты статистического исследования среди студентов и бакалавров 2016/2017 учебного года, авторы статьи делают вывод, что вузы должны расширять спектр внеучебных и научных мероприятий и исходить из понимания того, что «в современном мире уже недостаточно академической вовлеченности студента». Они намерены более подробно изучить виды научной и внеучебной деятельности, чтобы понять, какие именно из них способны внести наибольший вклад в развитие критического мышления.