• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как повысить качество образования. Что может и чего не может школа?

Президент Международной академии образования, профессор Университета Нью-Брансуика (UNB), ведущий исследователь в разработке контекстных вопросников для PISA Дуглас Уиллмс выступил с лекцией "Равенство, справедливость и развитие в образовании". Выступление прошло в рамках Дней Международной академии образования в Москве. 



Краткий конспект от руководителя Международной лаборатории анализа образовательной политики Андрея Захарова.

Все страны заинтересованы в повышении качества образования. Возникает вопрос, как это сделать. Что может и чего не может сделать школа?

Низкие или высокие образовательные результаты – не только заслуга школы, но результат всей жизни ученика. Концепция «процветания в образовании» (educational prosperity), представленная Дугласом Вилмсом, учитывает историю жизни ребенка с рождения и включает влияния семьи, локального окружения (community) и образования (институциональные эффекты). Все эти влияния накапливаются со временем и обусловливают то, как ребенок учится.

Например, если мы говорим о результатах 15-летних детей в  PISA, нельзя недооценивать роль дошкольного детства. Именно на него приходится сензитивный период в развитии многих важных психических функций и формирования важных навыков. В свою очередь социальный, в частности, семейный контекст в разной степени способствует их развитию. Так, известно, что родители по-разному вовлекаются в общение и чтение с детьми до школы и в начальных классах, а это в свою очередь в некоторой степени определяет, насколько хорошо дети научатся читать и значит, как будут учиться дальше. Эффекты от многочисленных факторов (и не только школьных) на протяжении жизни ребенка накапливаются, определяя неравенство образовательных результатов. 

В чем же ответственность школы? Для достижения успеха нужно работать на улучшение практик преподавания (effective learning), повышать эффективность использования учебного времени, улучшать учебные ресурсы, добиваться вовлеченности семей и  включенности всех учащихся в обучение. 

Общая концепция звучит достаточно стройно. Но остаются вопросы. Как школе работать с детьми с непохожими жизненными историями, пришедшими из разных социальных контекстов? Как предлагаемые универсальные решения работают на результаты достаточно различающихся детей? Если действие контекста столь поглощающе, то в какой степени школа может его компенсировать? И не встает ли вопрос, например, о выходе за рамки образовательной системы и развитии программ, направленных на изменение контекста с раннего возраста (например, известны программы обучения родителей, питания детей и т.п.)