• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Ресурс простых решений исчерпан»

Фундаментальное исследование среднего профессионального образования в серии «Белые книги» российского образования

Последнее тридцатилетие ознаменовано глубокими трансформациями системы среднего профессионального образования (СПО). Наряду с этим, практически нет научных работ, систематически анализирующих весь комплекс постсоветских реформ в области подготовки квалифицированных рабочих кадров. Это приводит к недооценке результатов современных инициатив по совершенствованию профобразования. «В общественных дискуссиях мы нередко сталкиваемся с утверждением, что лучшие и наиболее перспективные практики в среднем профессиональном образовании имеют советское происхождение. Это совершенно не так», – заявляет авторский коллектив Института образования НИУ ВШЭ  в книге «Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России».

Это фундаментальное исследование под редакцией Федора Дудырева и Исака Фрумина вошло в «Белые книги», подготовленные ВШЭ совместно с Центром стратегических разработок. Серия представляет собой детальный и независимый анализ того, что происходит в каждом из сегментов российского образования, какие тенденции, проблемы и «точки роста» видят эксперты на всем образовательном «пути» от детского сада до вуза.

Книга содержит заявление о том, что «управленческие инструменты, использованные 10 – 20 лет назад, сегодня уже утратили свою эффективность. Можно сказать, что ресурс простых решений для системы среднего профессионального образования окончательно исчерпан». Авторы рассматривали происходящее с российской системой СПО «в горизонте тех культурно-исторических и технологических вызовов, которые очень быстро и радикально меняют представления о профессиях и профессионализме». Среди этих вызовов – изменение структуры занятости (например, в сфере промышленности в России занято менее 30% работников, а советская сеть техникумов и ПТУ создавалась именно под промышленность) и спрос на компетенции 21 века. Кроме того, в число испытаний для системы СПО вошло усиление функции провайдера среднего общего образования и новая роль «транзитной зоны» на пути к высшему образованию.

К числу системных проблем российского СПО исследователи относят значительное усложнение моделей управления: после того, как этот сегмент был «передан» регионам, федеральные органы вынуждены разрабатывать опосредованные механизмы влияния на политику в области профобразования. Среди тревожных трендов в работе отмечается то, что дальнейшее развитие СПО не обеспечивается ни государственным финансированием, ни частными предприятиями.  Что касается новых перспектив, то авторы книги видят их в выстраивании независимой системы оценки квалификации и компетенций выпускников СПО.  

Понимание этих, а также других проблем и особенностей среднего профессионального образования поможет формированию обоснованной государственной политики в области подготовки новых рабочих кадров. «Белые книги» ВШЭ и Центра стратегических разработок разработаны для того, чтобы оказать положительное влияние на долгосрочную стратегию государства в сфере как образования и развития человеческого капитала, так и экономической политики в целом.