• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Система боится частного сектора»

На ПМЭФ обсудили, что мешает образовательным стартапам.

Для дальнейшего развития стартапов в образовании нужно, чтобы регулирования в этой сфере стало меньше. К такому выводу пришли участники панельной дискуссии «Образовательные стартапы как новый драйвер трансформации образования», состоявшейся накануне в рамках Петербургского международного экономического форума. Цифры, озвученные в ходе дискуссии директором Центра изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ Дианой Королевой, свидетельствуют о серьезных проблемах в этой сфере. Половина из 360 участников инновационной экосистемы образования, опрошенных экспертами, не считают среду благоприятной для появления стартапов.

Большинство участников дискуссии критически отозвались о закрытости формальной системы образования. По мнению Андрея Лобанова, создателя проекта «Алгоритмика», система «боится частного сектора, поэтому сама создает проекты и занимает те ниши, которые могла бы занять частная инициатива». То, что много новаторских проектов появляется сегодня в сфере дополнительного образования, участники дискуссии связали именно с нежеланием инноваторов связываться с формальной системой образования и выбором более легкого пути.

Избыточность регуляции, большое количество барьеров – главный фактор, мешающий образовательным стартапам сегодня. Об этом говорили и генеральный директор онлайн-школы Skyeng Георгий Соловьев, заявивший, что «цифровизация должна подмыть регуляцию», и представитель корпорации «Российский учебник» Андрей Галиев. По его словам, «рынок, связанный с формальным образованием, огромен, но зарегулирован. Он уже готов к тому, чтобы, так сказать, дерегулироваться изнутри. Либо мы пойдем в сторону дальнейшей унификации и закатывания в асфальт, по которому будут катиться единичные крупные игроки, либо мы допустим вариативность и расцвет soft skills. Все решится в течение пары лет. Позиция государства здесь имеет принципиальное значение».

Обсуждались и другие проблемы и особенности российской сферы инноваций в образовании. Так, Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, напомнила авторам стартапов, что «самое главное – получить поддержку сообщества, а лишь затем искать деньги». Андрей Лобанов подчеркнул, что образовательный стартап нельзя «продать и забыть»: «Например, в Азербайджане мы создали специальный проектный офис, чтобы постоянно проводить экспертизу на месте – как развивается проект, обучать педагогов. То, что Россия сегодня действительно может экспортировать – это методики в области программирования и математики. Но это продукт, который нужно постоянно совершенствовать».

Директор по внешним коммуникациям АО «Издательство «Просвещение» Кристина Колесникова считает, что инноваторам часто не хватает компетенций для реализации своих идей, и в этом они должны опереться на помощь корпораций. «Чтобы стартапы не отрывались от земли и развивались и после выхода из акселератора, им нужна постоянная обратная связь», – рассказал Андрей Галиев. В данном случае речь идет об обратной связи с учителями, принятие или отторжение со стороны которых влияет на судьбу стартапа гораздо сильнее, чем технологическая составляющая.

Так, рассказав о технологиях, на которых строится работа онлайн-школы, Георгий Соловьев особо отметил, что «за мотивацию отвечает именно преподаватель, и эту задачу мы пока не можем передать программе. Технологии начинают помогать, только когда они очень хороши. В остальных случаях решающими являются другие факторы». В регионах учителя часто не видят в технологиях принципиального источника перемен: в первую очередь важно добиваться понимания учителя, его желания менять работу и мотивировать учеников, изменения среды. Иначе могут быть отторгнуты даже самые передовые инновации.