• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Все друг друга слушают»: участники из разных стран – о Летней школе Инобра и Всемирного банка

Пожалуй, еще ни одна Летняя школа Института образования ВШЭ не была столь космополитичной. К этому обязывала и тема – «Роль образования в социально-экономическом развитии стран и регионов», и устроители – институт проводил эту школу совместно со Всемирным банком, и список стран, откуда приехали участники.

«Все друг друга слушают»: участники из разных стран – о Летней школе Инобра и Всемирного банка

© Институт образования НИУ ВШЭ

Ведущие мировые специалисты в области образовательной политики на протяжении пяти дней общались со студентами, аспирантами и молодыми исследователями из разных стран. Задачей школы было рассказать о новейших ключевых исследованиях и практических инициативах, в режиме живого общения обсудить – как образовательная политика должна влиять на экономику, рынок труда, человеческий капитал.

Своим опытом и взглядами на то, какой может быть образовательная политика, делились авторитетные ученые, представляющие Всемирный банк («лидер мирового консалтинга по регулированию публичного рынка в части образования», – отмечает в своем отклике Павел Сорокин), Джорджтаунский университет и Высшую школу экономики: последнюю представляли ректор Ярослав Кузьминов и научный руководитель Инобра Исак Фрумин.

О том, чем была полезна Летняя школа, нам рассказали ее слушатели из разных стран.

 Нужно понять, кто и как должен давать людям образование.

Ола Бамиделе Эммануэль
Аспирант, Институт демографии НИУ ВШЭ

Больше всего меня порадовала широта охвата: и спикеры, и участники представляли опыт многих стран. Большинство из участников – аспиранты, а значит, все услышанное отразится в научных работах, а профессора, на мой взгляд, – просто потрясающие.

Что касается меня, то школа уже помогает мне в работе. До этого я был заинтересован только социально-демографическим аспектом своих исследований. Пообщавшись со спикерами, я пришел к выводу, что многие проблемы, которые я изучаю, можно комплексно решить через образование.

Также я научился простоте представления презентаций, информации. Особенно ценна в этом отношении была лекция Харри Патриноса (Всемирный банк) про то как нужно представлять материал. До школы я часто использовал довольно сложный язык, сейчас понимаю, что в этом нет необходимости.

Я понимаю, что вывод «Дайте людям образование» недостаточен, когда мы говорим о развитии человеческого капитала: нужно понять и объяснить, кто это должен сделать и как.

Можно было поговорить со всеми на равных 

Кабанов Федор Ильич
стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ

Мне больше всего понравилось общение со спикерами из Всемирного банка и то, что на Летней школе все было очень камерно. Раньше я часто посещал лекции и студенческие выезды, где эксперты оказывались не готовы к диалогу. А здесь – люди одинакового статуса, здесь можно подойти и поговорить на равных, пошутить.

Группа, в которой я работал, была очень разнородной по составу, и я слышал, как каждый пытается привнести что-то свое в исследование, обосновать свою точку зрения.

Идея школы – еще и в том, чтобы правильно донести до людей смысл того, что мы делаем. Наши проекты должны быть понятны не четырем людям, а – в идеале – любому человеку. Всегда, когда строю методологию, учитываю, что самое важное – возможность объяснить ее простому человеку.

Школа систематизировала знания, которые у меня уже были, и мое будущее исследование: теперь я его представляю гораздо четче.

На Летней школе люди готовы сидеть, обсуждать, думать. 

Даниил Кашкаров (Daniil Kashkarov), Чехия
Center for Economic Research and Graduate Education – Economic Institute (CERGE-EI)

В школе было несколько интересных моментов. Прежде всего, услышать об опыте иностранных экспертов, об их мнении, услышать о том, что их беспокоит. Узнать детальнее о позиции Всемирного банка по ключевым проблемам образования и человеческого капитала. Здесь собрались люди из разных стран, с разными бэкграундом – экономическим, социологическим. Общение с ними было очень ценным. 

Занятия в индивидуальных группах побуждают критически оценивать то, что мы делаем в своих проектах, и как раз эта «переоценка», взгляд со стороны, очень помогает рафинировать то, чем мы планируем заниматься. 

На Летней школе люди готовы сидеть, обсуждать, думать, и они готовы делать это долго, никуда не торопясь. Все друг друга слушают, друг другу пытаются помочь. То, что они здесь собрались и получилась такая комбинация мысленных усилий – вот это, я думаю, важный результат, как и то, что здесь установились контакты, теперь коллеги из разных стран друг друга знают и продолжат сотрудничать. 

Для меня как для исследователя, который интересуется эффектами автоматизации и аккумуляциеи человеческого капитала, самым ярким событием была презентация Харри Патриноса. Он рассказывал о взгляде Всемирного банка на то, что сейчас происходит на рынках труда и образования – в том числе в связи с автоматизацией различных процессов. 

 

Благодаря школе фокус моего исследования поменялся на 90 градусов. 

Дильяра Ташибаева (Dilyara Tashibayeva), Казахстан
Research Department at AEO "Nazarbayev Intellectual Schools"

 Для меня многое на Летней школе было интересным: возможность работать с экспертами ОЭСР, Всемирного банка, послушать о контексте России и о российской системе образования. Возможность поработать над своим исследованием. В моем случае это было критически важно – здесь я получила очень много полезных рекомендаций для того, чтобы улучшить методологию исследования, дизайн. Не на 180, но, может, на 90 градусов поменялся фокус исследования. Мне помогли более масштабно посмотреть на вопрос, который я изучаю. 

Я смогла узнать больше об Институте образования. Очень много о нем слышала до этого, о том, какая работа здесь ведется работа, какие журналы выпускаются. Для меня было «культурным шоком», если можно так выразиться, что у вас есть порядка 20 лабораторий, которые работают над исследованиями. Хотелось бы, чтобы у нас в Казахстане какой-либо институт в сфере образования работал над исследованиями в таком же масштабе. В Назарбаев-институте есть одна профильная лаборатория, но нет такого масштаба исследований.

Я была рада увидеть своих бывших коллег, с которыми мы работали над проектами. В частности, над международным проектом, который вела ВШЭ, а я была его инициатором в Казахстане. Мы снова встретились и, возможно, возобновим сотрудничество. 

Мне очень понравились лекции по инвестициям в образование. Ничего не может быть эффективнее для человеческого капитала, чем вклад в образование. Материалы исследований можно использовать для того, чтобы увеличить бюджет образования. Система образования недофинансируется, и это очень важно как для Казахстана, так и для России.  

 

Проблемы, которые мы пытаемся решить, – не новые. 

Закир Жумакулов (Zakir Jumakulov), Казахстан
Graduate School of Education, Nazarbayev University

 Было очень интересно посмотреть, как система образования должна развивать человеческий капитал – и, кажется, за эти пять дней нам сумели это показать со всех сторон. С точки высшего образования, среднего образования, дошкольного... По каждому направлению были свои эксперты из Всемирного банка и ВШЭ, они показали свой богатый опыт.

Было интересно узнать, как Всемирный банк справляется с проблемами системы образования в разных странах. Проблемы, которые мы пытаемся решить в Казахстане и России, не новые: с ними сталкивались разные страны в разные периоды своего развития. И есть какие-то выводы, на которые мы можем опереться. Конечно, мы будем учитывать свой, местный контекст, но какие-то универсальные принципы все-таки есть. Кроме опытных экспертов, мы получили возможность услышать наших молодых исследователей, мы друг другу задавали вопросы, это тоже было очень полезно. 

Важно показать свои исследования коллегам, понять точки уязвимости, понять, что это вполне нормально. Здесь была поддержка друг друга и мягкая среда, люди делились сомнениями, не боялись рассказывать, какие у них проблемы. 

Мой исследовательский интерес сфокусирован на высшем образовании, но на Летней школе я понял – после презентации Эдуардо Велеза, – что мы недостаточно внимания уделяем дошкольному образованию. Его месседж был в том, что если мы не выделили достаточно финансов на дошкольное образование, через несколько лет у нас не хватит денег, чтобы восполнить этот пробел, сколько бы мы ни инвестировали.

Еще одной моей целью в Летней школе было познакомиться с вашим институтом, мне было бы очень интересно сотрудничество. Участники Летней школы предложили мне сотрудничать, как минимум, в трех проектах – я считаю, что это очень хороший результат.