• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Мы отменили границы континентов и дисциплин»

Академический руководитель программы «Доказательная образовательная политика» Павел Сорокин о совместном проекте со Всемирным банком.

Пожалуй, никогда прежде ни на одной из летних школ – где бы они ни проводились и кто бы их ни организовывал, – я не наблюдал такой концентрации теоретического, методологического и прикладного знания. Все это – на одной площадке Института образования и всего лишь в течение пяти дней, которые были насыщены не только лекциями, но и практическими занятиями. Участниками летней школы «Роль образования в социально-экономическом развитии стран и регионов» стали известные ученые, которые в то же время являются и ведущими практиками. Это те, кто задает передовые стандарты образовательной политики в последние десятилетия.

Каждый день концепции человеческого капитала обсуждались в новом контексте, и каждый день перед нами вырисовывались новые грани этой темы: значимость когнитивных и некогнитивных навыков как элементов человеческого капитала, вопросы о том, на каком их уровней и в каком из сегментов образования формируются те или иные элементы человеческого капитала, и так далее


Лекция профессора Сухаса Парандекара (Всемирный банк) о так называемых методах BART – это продвинутые методы анализа данных. Можно с уверенностью сказать – здесь есть, чему поучиться, потому что Всемирный банк – безоговорочный лидер мирового рынка консалтинга по регулированию публичного рынка в части образования.

Опыт коллег из Всемирного банка простирается на все континенты, все уровни образования, на всех стейкхолдеров и на самые разнообразные «эффекты» от образования В рамках практических занятий каждый из участников развивал свой собственный проект. Эти проекты я бы разделил на три типа:
  1. Эконометрический анализ. Потенциально у него очень широкое поле применения результатов, однако в каждом из проектов целью анализа было решение конкретных практических проблем образования. Эксперты Всемирного банка помогли слушателям Летней школы «заострять» исследовательские вопросы и сужать темы. В частности, речь о прогнозах охвата высшим образованием или проблемах несоответствия между навыками выпускников и запросами рынка труда.
  2. Поисковые исследования. Участники не столько пересматривали уже известные закономерности и тренды, сколько открывали новые области в многогранной системе образования. Например, это исследование проблем развития рынка высшего образования в Узбекистане или анализ характеристик ректоров в Казахстане.
  3. Исследования, в которые участники разрабатывают принципиально новые концепции – междисциплинарные, не ограничиваясь отдельными странами. К примерам можно отнести исследования в области так называемых целей устойчивого развития и их соотношения с рамкой международного права.
Независимо от того, к какому типу тяготел каждый конкретный проект, все участники получили конструктивную обратную связь от экспертов, массу ценных знакомств и приятных воспоминаний. Будем надеяться, в следующем году традиция Летних школ Инобра и Всемирного банка продолжится.