• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Евгения Абелюк: «Учителю надо расширять поле зрения»

В эфире радио «Эхо Москвы» руководитель магистерской программы Инобра «Современная филология в преподавании литературы в школе» поделилась своим видением образа учителя словесности.

Тема программы «Родительское собрание» от 28 июля звучала так: «Правда ли, что в педвузы идут неудачники?».  Участники дискуссии – ректор МГПУ Игорь Реморенко и заслуженный учитель РФ, сотрудник НИУ ВШЭ, руководитель магистерской программы Инобра Евгения Абелюк.

Публикуем цитаты Евгении Семеновны.

— Я могу сказать о своем опыте. Я когда шла в университет ( я заканчивала МГУ, филологический факультет, русское отделение),  я хотела потом пойти в школу. Но почему я пошла в МГУ, а не в пед, хотя вообще-то было ясно, что вроде бы легче поступить в пед? Мне казалось, что филологическое образование более серьезное мне даст университет. И я потом никогда об этом не жалела. У нас, конечно, была методика преподавания литературы и методика преподавания русского языка, эти предметы у нас были, и в дипломе у нас стоял не только филолог, но и учитель русского языка и литературы. Но это были совершенно безобразные предметы.

Вообще у меня такое впечатление и от сегодняшнего дня. Во всяком случае это касается, допустим, литературы, которую я в больше мере преподаю. Методика абсолютно выродившаяся. Понимаете, нужна абсолютно новая методика, основанная как раз на серьезных филологических знаниях и не только как предмет, но как то, что реально поможет тебе преподавать и сделает твой предмет интересным тебе и детям. Вот у меня такое ощущение, что всё надо создавать просто с чистого листа.


— Я имею дело  с учителями нового поколения. При том, что часто это люди, проработавшие больше 20 лет в школе, потому что у нас в  магистратуре нет возрастного ценза, и к нам приходят люди совершенно разного возраста, иногда это за 50 лет  человеку, но он чувствует потребность преподавать.  Но почему он чувствует такую потребность? На самом деле он все время пробует тоже. То есть вообще мне кажется, что таких людей не мало.

— Сейчас у нас есть возможность переписываться в интернете. Была создана «Методическая копилка  словесника» . Может быть, наши слушатели знают.  Есть сайт Гильдии словесников, например, где обсуждаются постоянно какие-то вопросы, люди спрашивают друг у другу советы, идёт поиск. Мне кажется, я не знаю, конечно, наверное, тогда, когда училась я, я в свое время заканчивала школу, это была школа от филологического факультета МГУ, и у нас были хорошие учителя. И все равно мне кажется, что мысль была более неподвижна в школе. Я, конечно, не говорю о филологии, в которой поиск шёл очень мощный в те годы уже. Вот мне кажется, что сегодня таких ищущих людей много. И в том числе эпоха интернета, конечно.

 Учителю надо расширять обязательно поле зрения. Это очень важная вещь, причем в разных направлениях. Вот мы сейчас в магистратуре это задумали. Я предложила учителям сделать сборник такой по анализу поэтического текста современного. Мне кажется, что такие проекты могли бы открываться в исследовательских вузах, в Академии наук и так далее. Это очень важная вещь тоже. Общественно значимая.

Абелюк Евгения Семеновна
руководитель магистерской программы "Современная филология в преподавании литературы в школе"

 

— Меня давно такая мучает мысль, что очень хорошо бы включать учителей в исследовательские проекты. Учителю надо расширять обязательно зрения. Это очень важная вещь, причем в разных направлениях. И, кстати, есть страны, где такие вещи делаются. Вот мы сейчас в магистратуре это задумали. Я предложила учителям сделать сборник такой по анализу поэтического текста современного. Не знаю, вытяну я это или не вытяну, но очень хочется. Но мне кажется, что такие проекты могли бы открываться, я не знаю, в исследовательских вузах, в Академии Наук и так далее. Это очень важная вещь тоже. Общественно значимая.

— Я когда-то начинала вовсе не в школе, а в студии литературного творчества, правда, вела там занятия литературоведением. У меня есть такое глубокое убеждение, что, вообще-то говоря, детям всем творчество очень интересно. Вот новыми какими-то задачами, которые ты должен решить, можно заинтересовать, ну, если не всех, то огромное большинство людей.

— И на самом деле система должны быть построена таким образом, чтобы школа отбирала как раз тех, кто сомневается, а не тех, кто уверен, что он знает. А тот, кто сомневается, как раз и будет учиться постоянно. Школа на самом деле не терпит тех, кто не учится. Учиться приходится постоянно всем.  Я сейчас говорю об учителях. И это страшно интересно понимать, что ты не знаешь, но вот хочешь это узнать. Каждый раз ты что-то для себя открываешь.
Полностью материал доступен на странице программы «Родительское собрание».

Подробнее об очно-заочной магистерской программе «Современная филология в преподавании литературы в школе» и других программах для учителей — в разделе «Магистратура».