• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Электроники идут в школу?

Впервые двадцатилетняя история образовательной робототехники стала не только темой для книги, но и предметом научного исследования. В серии «Современная аналитика образования» Высшая школа экономики вышел доклад «Робототехника в России: образовательный ландшафт» под редакцией Динары Гагариной и Сергея Косарецкого.

Электроники идут в школу?

©Одесская киностудия

Образовательная робототехника начала развиваться в России в середине 90-х, однако пик общественного интереса к ней пришелся на последние несколько лет. Растет количество кружков, соревнований, проектов и программ. Исследование стартовало четыре года назад силами энтузиастов из команды портала «Занимательная робототехника». Они изучали законодательную базу, образовательные программы, педагогические практики, провели мониторинг кружков. 

 

«Конечно, мы не только смотрели со стороны и беседовали, но посетили десятки образовательных центров, участвовали в соревнованиях, организовывали дискуссии»

В 2018 году к проекту подключился Институт образования НИУ ВШЭ. Опросы, проведенные специалистами Инобра среди педагогов, студентов, школьников и их родителей, позволили оценить, есть ли в обществе запрос на включение робототехники в школьную программу, проанализировать методики и формы обучения, понять, на какую целевую аудиторию рассчитаны кружки.   

Последние десять лет – время появления массового интереса к робототехнике в образовании: сначала драйверами здесь выступили гуманитарные фонды, связанные с крупным бизнесом, а после 2014 года интерес к развитию этой сферы обозначило государство. В частности, инициирована Национальная технологическая инициатива, в «дорожной карте» которой говорится – к 2025 году число участников «Кружкового движения» должно достигнуть полумиллиона человек. 

Эксперты, опрошенные исследователями, по-разному оценивают форсированное развитие в этой области и перспективы появления «единого государственного органа», который мог бы управлять образовательными программами. С одной стороны, это объединило бы усилия множества разрозненных структур, с другой стороны, есть угроза «рисков для вариативности и барьеров для частных инициатив».

Подробнее о дискуссиях экспертов и о перспективах робототехники в образовании читайте в монографии, которую Высшая школа экономики выложила в свободный доступ.

1 октября на образовательной конференции EdCrunch авторы представлят книгу «Робототехника в России: образовательный ландшафт» и поучаствуют в дискуссии «Forever young. Робототехника в российском образовании». Подробности и ссылка на регистрацию.