Родителей в школу: как помочь ребенку быть успешным
Основная задача этого направления — вовлечь родительское сообщество и бизнес в реализацию программ просвещения, обучения, социального партнерства. Ведь более чем 50-летний опыт исследований доказал, что участие родителей в учебных делах своих детей повышает образовательные достижения. Кроме того, активные действия родителей для комфортного пребывания детей в образовательном процессе приводит к повышению мотивации детей и улучшению школьного климата. Так, в школах с высоким уровнем вовлечения родителей в образование детей снижает агрессию, проявления буллинга в школе, уменьшает количество пропусков занятий и повышает интерес учителей к своей работе.
На старте сотрудники Центра современного детства изучили контекстные факторы, провели интервью с родителями и сотрудниками школ Хангаласского улуса, проанализировали сложившиеся практики работы с родителями и пришли к следующим выводам:
- родители улуса участвуют в школьной жизни своих детей, однако «самоустраняются» на этапе построения ребенком образовательных планов;
- родители ограничивают образовательные траектории своих детей в силу разных обстоятельств.
Часть этих причин можно отнести к управляемым факторам — страхи, недостаточная информированность родителей об образовательных возможностях в регионе и за его пределами. Такие ограничения можно снять за счет специальных программ родительского просвещения. Другие причины исключаются изменением форм работы с родителями в школах.
В улусе существуют неординарные, современные практики вовлечения родителей в учебный процесс, однако они носят скорее единичный характер, остальные форматы ближе к традиционным — родители организовывают и проводят праздники и школьные мероприятия.
Между тем, разные родители имеют разные потребности и возможности для вовлечения в образовательный процесс и построение образовательной траектории детей. Для этих разных сегментов требуется предложение “разных” форматов вовлечения. Это соответствует общемировой тенденции ухода от единой универсальной модели взаимодействия семьи и школы и перехода к плюрализму моделей.
Задачи форсайт-сессии, которую провели Кристина Любицкая и Мария Озерова в Покровске, были как раз в этом: повышение родительской вовлеченности, обзор и изучение успешных практик взаимодействия родителей и школы, применение и тиражирование их в улусе, создание «команд», внутри которых сотрудничали бы родители, местное сообщество, педагоги.
Первый день работы был посвящен проработке опыта школ. Сотрудники школ управленцы, классные руководители, учителя-предметники, социальные педагогами и психологи из разных школ улуса под руководством модераторов спроектировали решение самых важных вопросов для конкретной целевой аудитории родителей с учетом контекста и ресурсов своей школы.
На второй день провели «краш-тест» проектных идей стартового дня форсайт-сессии: родители и учителя из школ, которые не принимали участие в первом дне проектирования, оценивали идеи по критериям привлекательности для родителей, полезности для повышения образовательных результатов идей и сложности реализации.
Ключевыми результатами проведенной форсайт-сессии стали погружение участников в общий контекст передовых исследований родительской вовлеченности, изучение лучших мировых и локальных практик по включению родителей в образование детей. Получилось сформировать группы единомышленников, заинтересовавшихся подобной деятельностью, и «распаковать» технологии форсайт-сессии как инструментов для дальнейшего применения в своей школе.
Следующим шагом в направлении «Наша школа» является создание условий для систематической работы школьных команд в Улусе — они должны инициировать и реализовывать проекты вовлечения родителей. Кроме того, идет поиск ресурсов для обеспечения устойчивости, масштабирования и тиражирования таких проектов.