«Создана система, которая обеспечила доступность высшего образования»
Нам было важно показать цифровое выражение крупнейшей реформы образования в России. И мы увидели, что введение ЕГЭ значительно повлияло, прежде всего, на мобильность студентов. Это коснулось жителей некрупных городов: они получили возможность поступать в ведущие вузы страны.
Многие страны в мире используют децентрализованную политику приема в колледжи. Например, в США студенты для поступления во многие колледжи должны выполнить дополнительные экзамены вместе с SAT (стандартизованный тест для приема в вузы). Такая же ситуация и в Японии, Финляндии, Израиле, Южной Кореи и Бразилии. Поскольку сдача тестов связана с крупными затратами, студентам приходится выбрать очень небольшое количество вузов.
ЕГЭ в России устроен по модели национальных систем Китая, Тайваня, Италии, Бельгии, Норвегии и Германии: здесь заявка и прием в вузы централизованы, и национальные экзамены являются основными критериями приема. Это существенно снижает стоимость поступления в вуз и увеличивает возможности абитуриента
Родители поддерживают мобильность детей: 80% ответили, что они ориентированы, чтобы их дети получили образование в разных городах страны. Люди возраста 17-24 лет — наиболее мобильная группа населения.
Нияз Камилиевич Габдрахманов, научный сотрудник Лаборатории «Развитие университетов»
Авторы исследования показали, что в семьях увеличились затраты на образование и поддержку студентов, которые ухали в другой город. Это говорит о том, что рост мобильности возможен для тех семей, которые имели достаточный культурный капитал, чтобы воспользоваться новыми условиями, а также имели возможность поддерживать своих детей в других городах.
Валерия Михайловна Малик, ведущий эксперт Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования
Исследование подтверждает эффективность образовательной политики, направленной на освобождение выпускников школ. Сейчас трудно представить школьника, который имел возможность до ЕГЭ выбрать один вуз и готовиться только к нему. Создана система, которая обеспечила невиданную свободу, мобильность, выбор, возможность оценить в какой вуз можно пройти с большой вероятностью.
Высокая мобильность привела к тому, что из 85 регионов России только 13 являются регионами привлекательными для студентов, где баланс приезжающих выше, чем выезжающих. Это обмен не одинаковыми студентами — это приезд лучших студентов. Мы видим, что в остальных регионах концентрированы вузы, где остаются дети с низкими баллами.
Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования
Через повышение мобильности расширяется доступность образования. Усиление оценок в аттестате не гарантировало никогда поступление. Сейчас есть прозрачная динамика тех баллов, которые нужны в том или ином университете, чтобы поступить на платное или бесплатное образование, на ту или иную специальность/направление. Ситуация для выбора стала информационно-прозрачной. Появились прозрачность оснований для выбора и возможность прогнозировать результат. Таким образом, высшее образование становится социальной нормой.
Ирина Всеволодовна Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Мы не проблематизируем контент, по которому ЕГЭ ранжирует население и критерии, по которому эта система оценивает качества человеческого капитала. ЕГЭ, как канал, влияющий на мобильность, безусловно, является важным каналом. Но качество, измеряемое ЕГЭ, – это совершенно не то качество, которое в действительности является системообразующем для развития экономики и общества.
Павел Сергеевич Сорокин, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования
Презентация семинара (PDF, 306 Кб)
Видео семинара
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Все новости автора
Научный сотрудник Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»
Все новости автора
Ведущий эксперт Центра культурсоциологии и антропологии образования
Все новости автора
Старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования
Все новости автора
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Слонимчик Козуевич Фабиан
Доцент Международного института экономики и финансов