• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Создана система, которая обеспечила доступность высшего образования»

Ученые Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ Фабиан Слони́мчик и Анна Юрко провели исследование «Демократизация доступа к высшему образованию: последствия реформирования единого государственного экзамена» и представили на «вторничном» семинаре результаты. Публикуем наиболее яркие тезисы докладчика, дискуссантов и участников семинара.

Нам было важно показать цифровое выражение крупнейшей реформы образования в России. И мы увидели, что введение ЕГЭ значительно повлияло, прежде всего, на мобильность студентов.  Это коснулось жителей некрупных городов: они получили возможность поступать в ведущие вузы страны. 

Многие страны в мире используют децентрализованную политику приема в колледжи. Например, в США студенты для поступления во многие колледжи должны выполнить дополнительные экзамены вместе с SAT (стандартизованный тест  для приема в вузы). Такая же ситуация и в Японии, Финляндии, Израиле, Южной Кореи и Бразилии.  Поскольку сдача тестов связана с крупными затратами, студентам приходится выбрать очень небольшое количество вузов.

ЕГЭ в России устроен по модели национальных систем Китая, Тайваня, Италии, Бельгии, Норвегии и Германии: здесь заявка и прием в вузы централизованы, и  национальные экзамены являются основными критериями приема. Это существенно снижает стоимость поступления в вуз и увеличивает возможности абитуриента

Слонимчик Козуевич Фабиан
Доцент Международного института экономики и финансов



Родители поддерживают мобильность детей: 80% ответили, что они ориентированы, чтобы их дети получили образование в разных городах страны. Люди возраста 17-24 лет — наиболее мобильная группа населения.

Нияз Камилиевич Габдрахманов, научный сотрудник Лаборатории «Развитие университетов» 

 

Авторы исследования показали, что в семьях увеличились затраты на образование и поддержку студентов, которые ухали в другой город. Это говорит о том, что рост мобильности возможен для тех семей, которые имели достаточный культурный капитал, чтобы воспользоваться новыми условиями, а также имели возможность поддерживать своих детей в других городах.

Валерия Михайловна Малик, ведущий эксперт Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования


Исследование подтверждает эффективность образовательной политики, направленной на освобождение выпускников школ. Сейчас трудно представить школьника, который имел возможность до ЕГЭ выбрать один вуз и готовиться только к нему. Создана система, которая обеспечила невиданную свободу, мобильность, выбор, возможность оценить в какой вуз можно пройти с большой вероятностью.

Высокая мобильность привела к тому, что из 85 регионов России только 13 являются регионами привлекательными для студентов, где баланс приезжающих выше, чем выезжающих. Это обмен не одинаковыми студентами — это приезд лучших студентов. Мы видим, что в остальных регионах концентрированы вузы, где остаются дети с низкими баллами.

Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования


Через повышение мобильности расширяется доступность образования. Усиление оценок в аттестате не гарантировало никогда поступление. Сейчас есть прозрачная динамика тех баллов, которые нужны в том или ином университете, чтобы поступить на платное или бесплатное образование, на ту или иную специальность/направление. Ситуация для выбора стала информационно-прозрачной. Появились прозрачность оснований для выбора и возможность прогнозировать результат. Таким образом, высшее образование становится социальной нормой.

Ирина Всеволодовна Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании

Мы не проблематизируем контент, по которому ЕГЭ ранжирует население и критерии, по которому эта система оценивает качества человеческого капитала. ЕГЭ, как канал, влияющий на мобильность, безусловно, является важным каналом. Но качество, измеряемое ЕГЭ, – это совершенно не то качество, которое в действительности является системообразующем для развития экономики и общества.

Павел Сергеевич Сорокин, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования

Презентация семинара (PDF, 306 Кб) 

Видео семинара