Профессор практики поможет вузам догнать IT-индустрию
Замкнутый круг? Эксперты IТ-компаний и Инобра, руководители образовательных организаций обсудили, как его разорвать, на Всероссийской конференции по вопросам привлечения работников IТ-индустрии к преподаванию. Она прошла в НИУ ВШЭ с участием представителей из 25 регионов России.
Об остром кадровом голоде отрасли говорили Олег Подольский – директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики в Университете НТИ «20.35», и Николай Комлев – исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ). По расчетам этой организации, через пять лет IТ-индустрии будут требоваться дополнительно 120 тысяч квалифицированных работников в год.
Кирилл Зиньковский, руководитель Центра финансово-экономических решений в образовании Инобра, представил результаты опросов.
Оказалось, что три четверти IT-специалистов сталкиваются с трудностями в совмещении основной и преподавательской работы. Большинство из них (68%) назвали главной проблемой низкую оплату труда. На втором месте с примерно равными результатами – излишняя бюрократия при трудоустройстве, необходимость разбираться с методической документацией, негибкий график и большая нагрузка. Интересно, что о низком качестве или нехватке аппаратуры упомянули всего 5%.
Результаты опроса экспертов в образовании показали схожее видение главных проблем. 88% из тех, кто представляет высшее образование, и 94% из сектора СПО также назвали главным барьером неконкурентную оплату труда. Причем, если в вузах нанять хорошего IT-эксперта «скорее сложно» (48% от «профильных» респондентов), то в колледжах – «очень сложно»: так думают 58% опрошенных представителей СПО.
О том, как с этим можно бороться, рассказали заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина и ведущий эксперт Центра финансово-экономических решений в образовании Анна Вавилова. Они предложили изменить федеральные законы так, чтобы образовательные организации и компании смогли полноценно сотрудничать в рамках сетевых образовательных программ. Часть предложений уже принята государством.
Кроме того, эксперты Инобра рекомендовали снять ограничения, которые не позволяют привлекать практиков к преподаванию, а также официально ввести новые должности – «профессор практики» и «доцент практики». Приравнять их по ряду аспектов, в том числе по оплате труда, к «классическим» профессорам и доцентам. Сделать академические достижения и успешный практический опыт равными с точки зрения нормативных актов. Среди других мер – методические рекомендации вузам и колледжам, которые помогут привлечь профи IT-индустрии, и предложения обозначить обязательные доли преподавателей-практиков во ФГОСах.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Вавилова Анна Александровна
Ведущий эксперт Центр финансово-экономических решений в образовании
Зиньковский Кирилл Викторович
Директор Центра финансово-экономических решений в образовании