• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Профессор практики поможет вузам догнать IT-индустрию

Высококлассных специалистов-практиков, которые готовы преподавать студентам, нужно приравнять к профессорам и доцентам. Пока этого не сделано, приглашенные из компаний специалисты сильно проигрывают в статусе и оплате академическим работникам, которые имеют надбавки за звания, степени, научные публикации. При этом практики вынуждены брать на себя весь груз бюрократических процедур, которые сопровождают работу преподавателя. В результате – IT-специалисты отказываются от совмещения, «профильные» дисциплины в вузах и колледжах отстают от запросов индустрии, которая развивается очень быстрыми темпами.

Замкнутый круг? Эксперты IТ-компаний и Инобра, руководители образовательных организаций обсудили, как его разорвать, на Всероссийской конференции по вопросам привлечения работников IТ-индустрии к преподаванию. Она прошла в НИУ ВШЭ с участием представителей из 25 регионов России. 

Об остром кадровом голоде отрасли говорили Олег Подольский – директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики в Университете НТИ «20.35», и Николай Комлев – исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ). По расчетам этой организации, через пять лет IТ-индустрии будут требоваться дополнительно 120 тысяч квалифицированных работников в год.

Кирилл Зиньковский, руководитель Центра финансово-экономических решений в образовании Инобра, представил результаты опросов. 

Оказалось, что три четверти IT-специалистов сталкиваются с трудностями в совмещении основной и преподавательской работы. Большинство из них (68%) назвали главной проблемой низкую оплату труда. На втором месте с примерно равными результатами – излишняя бюрократия при трудоустройстве, необходимость разбираться с методической документацией, негибкий график и большая нагрузка. Интересно, что о низком качестве или нехватке аппаратуры упомянули всего 5%.

Результаты опроса экспертов в образовании показали схожее видение главных проблем. 88% из тех, кто представляет высшее образование, и 94% из сектора СПО также назвали главным барьером неконкурентную оплату труда. Причем, если в вузах нанять хорошего IT-эксперта «скорее сложно» (48% от «профильных» респондентов), то в колледжах – «очень сложно»: так думают 58% опрошенных представителей СПО.

О том, как с этим можно бороться, рассказали заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина и ведущий эксперт Центра финансово-экономических решений в образовании Анна Вавилова. Они предложили изменить федеральные законы так, чтобы образовательные организации и компании смогли полноценно сотрудничать в рамках сетевых образовательных программ. Часть предложений уже принята государством.

Кроме того, эксперты Инобра рекомендовали снять ограничения, которые не позволяют привлекать практиков к преподаванию, а также официально ввести новые должности – «профессор практики» и «доцент практики». Приравнять их по ряду аспектов, в том числе по оплате труда, к «классическим» профессорам и доцентам. Сделать академические достижения и успешный практический опыт равными с точки зрения нормативных актов. Среди других мер – методические рекомендации вузам и колледжам, которые помогут привлечь профи IT-индустрии, и предложения обозначить обязательные доли преподавателей-практиков во ФГОСах.

Подводя итоги конференции, Игорь Кузора, координатор комитета АПКИТ по образованию, подчеркнул важность усилий, предпринятых профессиональным сообществом, законодателями, государственными органами и экспертами Инобра.