• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Поздравляем Алису Меликян с успешной защитой диссертации!

18 декабря состоялась защита кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата наук НИУ ВШЭ об образовании Алисы Валерьевны Меликян на тему «Внутренние факторы экспортной деятельности российских вузов».

Поздравляем Алису Меликян с успешной защитой диссертации!

© Институт образования НИУ ВШЭ

Исследование выполнено под научным руководством Ирины Всеволодовны Абанкиной.
Защиту провел Комитет в составе:

  • Председатель — Д.Л. Константиновский (Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН)
  • И.В. Аржанова (Национальный фонд подготовки кадров)
  • А.К. Клюев (УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина),
  • И.А. Прахов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»),
  • Кароль Сигман (Институт социальных и политических наук, Франция).

Диссертация посвящена исследованию международной образовательной деятельности российских вузов. В работе проанализированы взаимосвязи между внутренними факторами и результатами экспорта образовательных услуг вузов.

Российские вузы стремятся повысить свою международную конкурентоспособность и нарастить объёмы экспорта образовательных услуг. Государственные проекты, реализуемые в последние годы, направленны на поддержку и развитие экспорта образования в России. Результативность экспортной деятельности зависит от внешних факторов, на которые вуз не может оказывать прямого влияния, и факторов внутривузовского уровня, которые в большей степени регулируются самим вузом. Для исследования взаимосвязей между внутренними факторами и результатами экспорта в диссертационной работе проанализированы показатели деятельности 173 российских вузов на основе эконометрических методов анализа данных.

В ходе исследования была проведена кластеризация вузов по показателям их международной образовательной деятельности. Выделены пять кластеров – «Флагманы», «Лидеры», «Рекрутёры», «Догоняющие» и «Аутсайдеры». Кластеры «Флагманы» и «Лидеры» ориентированы на интернационализацию образовательной деятельности, имеют высокую репутацию и стремятся укрепить её в национальном и международном масштабах. К группе «Рекрутёры» относятся вузы, рассматривающие обучение иностранных граждан как прибыльное направление деятельности. К остальным двум группам отнесены вузы, в основном, активные на национальном рынке и имеющие невысокие результаты международной образовательной деятельности.

Вузы всех кластеров реализуют основные и дополнительные программы обучения для граждан стран СНГ и дальнего зарубежья. При этом вузы в кластерах с высокими показателями международной образовательной деятельности обучают большее число студентов из дальнего зарубежья и реализуют больше программ дополнительного обучения для иностранных учащихся. В вузах с высокими показателями международной образовательной деятельности больше иностранных преподавателей. Это способствует реализации образовательных программ на иностранных языках и повышению интернационализации образовательной среды, что благоприятно сказывается на результатах рекрутинга иностранных студентов. Также в вузах, входящих в кластеры с высокими показателями, выше уровень селективности при отборе абитуриентов и показатели международного научного цитирования.

Анализ данных показал, что показатели численности иностранных студентов более тесно связаны с характеристиками образовательных услуг вуза, а показатели доходности экспортной деятельности – с особенностями ценовой политики вуза в отношении обучения иностранных граждан.
В частности, наиболее сильная положительная взаимосвязь наблюдается между количеством программ двух дипломов и результатами экспорта. Подтвердилась положительная взаимосвязь между включённостью вуза в международные сети университетов и абсолютными показателями результативности экспорта. Выявлена отрицательная взаимосвязь между уровнем диверсификации образовательных программ и результативностью экспорта. Более высокая стоимость годового обучения иностранных граждан увеличивает доход вуза от экспорта, при этом взаимосвязь между стоимостью обучения и численностью или долей иностранных студентов не наблюдается.
Интернационализация деятельности вуза по разным направлениям способствует достижению высоких результатов в области экспорта образовательных услуг.

По результатам исследования предложены рекомендации, которые могут стать основной для определения приоритетных векторов развития вуза в области экспорта образовательных услуг с учётом имеющихся ресурсных возможностей и его целевых ориентиров.

Члены Комитета отметили высокий уровень научной работы Алисы Меликян и практическую ценность предложенных в работе рекомендаций. Они единогласно проголосовали за присуждение  ученой степени кандидата наук НИУ ВШЭ об образовании.

Поздравляем Алису Валерьевну и Ирину Всеволодовну с успешной защитой диссертации!