Поздравляем Алису Меликян с успешной защитой диссертации!
Исследование выполнено под научным руководством Ирины Всеволодовны Абанкиной.
Защиту провел Комитет в составе:
- Председатель — Д.Л. Константиновский (Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН)
- И.В. Аржанова (Национальный фонд подготовки кадров)
- А.К. Клюев (УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина),
- И.А. Прахов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»),
- Кароль Сигман (Институт социальных и политических наук, Франция).
Диссертация посвящена исследованию международной образовательной деятельности российских вузов. В работе проанализированы взаимосвязи между внутренними факторами и результатами экспорта образовательных услуг вузов.
Российские вузы стремятся повысить свою международную конкурентоспособность и нарастить объёмы экспорта образовательных услуг. Государственные проекты, реализуемые в последние годы, направленны на поддержку и развитие экспорта образования в России. Результативность экспортной деятельности зависит от внешних факторов, на которые вуз не может оказывать прямого влияния, и факторов внутривузовского уровня, которые в большей степени регулируются самим вузом. Для исследования взаимосвязей между внутренними факторами и результатами экспорта в диссертационной работе проанализированы показатели деятельности 173 российских вузов на основе эконометрических методов анализа данных.
В ходе исследования была проведена кластеризация вузов по показателям их международной образовательной деятельности. Выделены пять кластеров – «Флагманы», «Лидеры», «Рекрутёры», «Догоняющие» и «Аутсайдеры». Кластеры «Флагманы» и «Лидеры» ориентированы на интернационализацию образовательной деятельности, имеют высокую репутацию и стремятся укрепить её в национальном и международном масштабах. К группе «Рекрутёры» относятся вузы, рассматривающие обучение иностранных граждан как прибыльное направление деятельности. К остальным двум группам отнесены вузы, в основном, активные на национальном рынке и имеющие невысокие результаты международной образовательной деятельности.
Вузы всех кластеров реализуют основные и дополнительные программы обучения для граждан стран СНГ и дальнего зарубежья. При этом вузы в кластерах с высокими показателями международной образовательной деятельности обучают большее число студентов из дальнего зарубежья и реализуют больше программ дополнительного обучения для иностранных учащихся. В вузах с высокими показателями международной образовательной деятельности больше иностранных преподавателей. Это способствует реализации образовательных программ на иностранных языках и повышению интернационализации образовательной среды, что благоприятно сказывается на результатах рекрутинга иностранных студентов. Также в вузах, входящих в кластеры с высокими показателями, выше уровень селективности при отборе абитуриентов и показатели международного научного цитирования.
Анализ данных показал, что показатели численности иностранных студентов более тесно связаны с характеристиками образовательных услуг вуза, а показатели доходности экспортной деятельности – с особенностями ценовой политики вуза в отношении обучения иностранных граждан.
В частности, наиболее сильная положительная взаимосвязь наблюдается между количеством программ двух дипломов и результатами экспорта. Подтвердилась положительная взаимосвязь между включённостью вуза в международные сети университетов и абсолютными показателями результативности экспорта. Выявлена отрицательная взаимосвязь между уровнем диверсификации образовательных программ и результативностью экспорта. Более высокая стоимость годового обучения иностранных граждан увеличивает доход вуза от экспорта, при этом взаимосвязь между стоимостью обучения и численностью или долей иностранных студентов не наблюдается.
Интернационализация деятельности вуза по разным направлениям способствует достижению высоких результатов в области экспорта образовательных услуг.
По результатам исследования предложены рекомендации, которые могут стать основной для определения приоритетных векторов развития вуза в области экспорта образовательных услуг с учётом имеющихся ресурсных возможностей и его целевых ориентиров.
Члены Комитета отметили высокий уровень научной работы Алисы Меликян и практическую ценность предложенных в работе рекомендаций. Они единогласно проголосовали за присуждение ученой степени кандидата наук НИУ ВШЭ об образовании.
Поздравляем Алису Валерьевну и Ирину Всеволодовну с успешной защитой диссертации!
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Меликян Алиса Валерьевна
Преподаватель Лицей НИУ ВШЭ
Прахов Илья Аркадьевич
Старший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ