«Цифра – это новый язык, и любой студент должен быть готов к жизни в цифровом мире»
Экспертная дискуссия «Цифровая революция в образовании и новые технологии обучения» прошла 16 января на Гайдаровском форуме-2020 «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Одним из участников дискуссии выступил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Как отметил и. о. министра науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, рост темпов технологического развития требует пересмотра принципов работы высшей школы. Вузы должны научиться перестраивать программы под индивидуальные запросы студентов и требования индустриальных партнеров. В современном обществе университеты определяют облик городов и агломераций. «Уверен, что у наших университетов большой потенциал, – подчеркнул и. о. министра. – В числе лучших вузов мира – порядка пятидесяти российских, из них половина нестоличные».
По мнению Михаила Котюкова, новое позиционирование университетов повлечет рост их ответственности за результаты своей работы, расширение университетской автономии.
Дмитрий Песков, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, заявил, что цифровизацию не стоит считать целью развития высшего образования – такая цель была актуальна на предшествующем этапе. По его мнению, мир входит в эпоху технологической предопределенности, в передовых отраслях решения на ближайшие десятилетия уже очевидны, так что важны не технологические, а экономические прогнозы. При этом каждому студенту необходимо получить вторую – цифровую – профессию.
Вузы должны освоить новые принципы работы, один из которых – формирование студенческих команд, считает Дмитрий Песков. Есть немало примеров, когда студенты сами объединяются в команды во время учебы, после чего вместе идут по жизни, реализуют успешные проекты, создают новые продукты. Но ведь такие команды можно формировать и в рамках образовательного процесса, сопровождать их и поддерживать. Сейчас методисты распределяют первокурсников по группам произвольно, а нужно это делать с учетом их компетенций. Если, например, для команды не хватает маркетолога, его несложно найти в другом вузе на основании имеющихся данных.
Ярослав Кузьминов рассказал об опыте НИУ ВШЭ по созданию онлайн-курсов. На Coursera недавно появился сотый курс Вышки, и университет занимает пятое место в мире по количеству курсов на этой платформе, третье место – на Национальной платформе открытого образования. Теперь же предстоит обеспечить новое качество онлайн-курсов, включив туда элементы искусственного интеллекта, возможность самооценки студента, а также игры и симуляторы.
Сегодня аудитория онлайн-курсов НИУ ВШЭ – порядка 2,5 млн. человек, из них россияне – порядка 600 тыс., а жители США и ЕС – примерно по 300 тыс. человек. Это доказывает, что влияние университета может распространяться по новым каналам, считает Ярослав Кузьминов. Именно благодаря онлайн-курсам в Вышке растет количество (на 30-35% ежегодно в течение четырех лет) и качество иностранных студентов. Половина из них приходит в университет, освоив наши онлайн-курсы. Это особенно важно для выполнения поручения Владимира Путина об удвоении числа иностранных студентов.
Вышка лидирует и в использовании онлайн-курсов внутри университета – сейчас таких курсов около 300, из них менее четверти созданы самим университетом. По мнению Ярослава Кузьминова, это позволяет более эффективно использовать труд преподавателей – онлайн-курс заменяет рутинные элементы лекции, зато можно посвятить больше времени углубленному изучению отдельных тем с заинтересованными студентами. На всех факультетах НИУ ВШЭ изучается Data Science, и рассматривается вопрос о всеобщем изучении также основ программирования и, возможно, элементов искусственного интеллекта. «Цифра – это новый язык, и какую бы профессию ни выбрал студент, кем бы от ни хотел стать, он должен быть готов к жизни цифровом мире», – считает ректор.
Цифровизация дает возможность индивидуализации образовательной программы, что особенно важно в магистратуре, убежден Ярослав Кузьминов. На магистерские программы приходят студенты из бакалавриатов разных направлений, поэтому одним учиться легче, другим сложнее, и в этом нет их вины. В результате качество подготовки снижается, поскольку часть аудитории хочет одного, а часть – другого. Цифровизация позволяет решить эту проблему, а также расширяет возможность привлечения к образовательному процессу ведущих ученых. Сегодня около 300 коллег удаленно преподают в Вышке и участвуют в научных исследованиях.
По мнению Ярослава Кузьминова, благодаря цифровым технологиям удается ответить на четыре вызова, стоящие перед высшей школой:
обеспечить обратную связь, постоянно оценивать усилия и качество знаний студентов;
преодолеть «проклятие провинции», предоставив региональным вузам доступ к лучшим информационным ресурсам;
повысить качество знаний и компетенций благодаря цифровым симуляторам, играм, тренингам, которые из очень дорогих становятся очень дешевыми;
преодолеть значительную часть образовательной неуспешности.
Ректор ВШЭ считает, что цифровые технологии способствуют вовлечению студентов в жизнь университета, а цифровые ресурсы и искусственный интеллект позволяют дополнить «живых» коллег и в части обеспечения внимания каждому студенту, и в развитии индивидуальных образовательных траекторий. Современному цифровому миру будут соответствовать те университеты, которые смогут повысить качество образования и увеличить масштаб своей деятельности за счет цифровых программ и партнерств в регионах. Другие вузы проиграют – их влияние сожмется до уровня Сократа, который не печатал своих работ и обучал лишь небольшую группу последователей.
Чтобы добиться лидерства, университетам предстоит отказаться от устаревших подходов, удобных для сложившейся кадровой структуры. Они должны привлекать новых специалистов и опираться на новые технологии, пусть даже эти специалисты и эти технологии раньше не были характерны для вузовской среды. «Такое внутреннее преодоление университетом самого себя и станет основным секретом успеха», – подытожил Ярослав Кузьминов.
Кузьминов Ярослав Иванович
ректор Высшей школы экономики