• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Школа – это мир, где все имеют право голоса»

Студенты Инобра – о том, почему Нидерланды стали «второй родиной» неклассических школьных методик.

«Школа – это мир, где все имеют право голоса»

©из личного архива

Студенты магистерской программы «Управление образованием» ВШЭ и представители «Консорциума школ-лабораторий образования» побывали в Нидерландах и рассказали, что их удивило и впечатлило в местных учебных заведениях. В год студенты совершают 2-3 такие поездки – знакомятся с опытом образовательных систем разных стран, у которых есть, чему поучиться. В Нидерланды делегация отправилась потому, что здесь эффективно развивают самые разные методики. Вальдорфская педагогика, Монтессори, Дальтон-план – всё это не новые системы, и ни для одной из них Нидерланды не являются родиной, но именно здесь они успешно «приживаются», в том числе – за счет финансирования из бюджета.  

Педагог направляет и не мешает

Перед поездкой мы составили хрестоматию методик, которые собирались изучить, и после каждой главы поставили вопрос: «А вы бы отдали своего ребенка в такую школу?». Но в процессе изучения системы образования Нидерландов появился еще один: «А вы бы смогли работать в такой школе?»

Кобцева Анна Александровна
академический руководитель магистерской программы «Управление образованием»

 «Одна из четырех средних Монтессори-школ Амстердама – IVKO. Первый принцип: ребенок – главный: только ему известно, что наиболее ему нужно здесь и сейчас. Вы даже представить себе не можете, как непривычно, что кто-то из детей не участвует в уроке – играет в телефон или просто болтает. Но при этом большинство все-таки добровольно выполняет проекты и задания – индивидуальные или парные.

Второй принцип: педагог направляет и не мешает. В начале урока распределил задания, проверил, все ли на месте, сказал несколько слов и «растворился» среди детей. Учителя признались, что не все коллеги так могут, некоторые не выдерживают и уходят.

Третий принцип: «Мы принимаем ребенка таким, как он есть», говорят педагоги этой школы. В начале 20 века метод Марии Монтессори был революционным: тогда с особенностями в развитии детей никто не работал. В 21 веке эта проблема все еще актуальна, хотя и трансформировалась под современные реалии, и школа IVKO принимает всех детей, они находят индивидуальных подход. Каждый ребенок может быть счастлив в том, что у него получается лучше всего. 

Четвертый: среда развивает. Более грамотно организованной среды я не встречала. Педагоги сами участвуют в разработке архитектурно-педагогической  концепции здания школы. Много уроков посвящено искусствам, на первом году обучения обязательный предмет – драма, так детей учат выражать и контролировать свои эмоции. Вообще, школа специализируется на искусствах: учителя сами говорят, что их результаты по точным наукам не слишком высокие в сравнении с другими школами, а вот по языкам – выше среднего по стране».

Дети проектируют для взрослых

Проектная работа и акцент на воркшопы: вот на что в первую очередь обратил внимание Антон Коновалов, член Общественной палаты Краснодарского края.

«В Caland Lyceum, который отчасти работает по Дальтон-плану, мы увидели проектную работу детей. Ребята проводят эксперименты с электричеством, конструируют мосты и автомобили, работают с пилами и молотками (привет нашим надзорным органам). К проектным группам старшеклассников обращаются с заказами крупные компании: дети проектируют для взрослых.

Я влюбился в город Путтен, Gabriel School, ее команду и детей. Они работают по Йена-плану, который вобрал в себя лучшее от методик Монтессори, Дальтон и даже Вальдорф. Здесь нет классов – есть разновозрастные группы: до двух лет, с трех до пяти лет и с шести до девяти. В каждой 24 человека и три разновозрастных учителя – это важная деталь. Учеба проходит в малых группах по восемь человек: каждый ребенок составляет свой личный план, ставит себе задачи и выполняет их, а учитель следит за его прогрессом. Класс – в виде привычной детской в квартире, только двухэтажной. Дети сами обустраивают его и сами убирают.

Мистическую вальдорфскую методику мы смотрели в не менее загадочной Vrije School в Гааге: остроту сюжету добавляли туман и моросящий дождь. Классика жанра: главный урок. В течение трех недель учебный день начинается с чего-то одного – биологии или химии, истории или геометрии.  За три недели учитель вместе с классом погружается в «эпохи», чтобы раскрыть их «главные идеи», будь то рассказ о происхождении бабочек или теорема Пифагора. После «главного урока» начинаются обычные, 50-минутные, с учителями-предметниками. Часть дня дети мастерят табуретки, шьют шорты и юбки, причем, мальчики вместе с девочками. Обучение труду в ходе образовательного процесса – вообще-то не из вальдорфской методики, но это не суть. Суть в том, что дети готовы к жизни в социуме».

Сначала мировоззрение, потом – дизайн

Заместитель руководителя Школы дизайна ВШЭ Наталья Логутова рассказывает, что в школах Нидерландов создана особая среда – в том числе за счет архитектурных решений. На вопрос, можно ли эти решения перенести в наши школы, она подчеркивает, что дизайн среды – не первооснова.

Перенести можно, что угодно, и какие-то отдельные элементы у нас применяются, но нужно понимать, что запрос на архитектуру следует за уже сформированным мировоззрением. У нас, как правило, какие-то новые элементы дизайна появляются благодаря энтузиастам, но дальше это попадает в руки тех, для кого становится помехой, а не инструментом. Поэтому, мне кажется, хорошо было бы сначала разобраться, как по-другому смотреть на систему образования

Логутова Наталья Леонидовна
Заместитель руководителя Школы дизайна

Отношение к дизайну среды в голландских школах она назвала потрясающим: «Когда ты попадаешь в эти здания, то понимаешь, куда тебе идти, зачем идти и чем тут занимаются, каковы главные ценности здесь. Разумное проектирование, правильная коммуникация, умение расставлять акценты и уважать чужие права. Очень понравилось, каким образом размещены работы учеников – это не какие-то унылые «уголки детского творчества», это всюду, и школа выступает как мир, где все имеют право голоса.

Мне очень понравился классический Het Lyceum, потому что это такая школа, которую легче всего опрокинуть в наш классический опыт и увидеть, что и в этих условиях многое может выглядеть по-другому. В том числе – как можно работать с очень старой архитектурой, приближая ее к стандартам открытости, прозрачности, самовыражения.

В целом это была яркая палитра совершенно разных решений, но во всем заметно воспитание уважения человека к самому себе, к окружающим и к планете. Все остальные дефиниции, связанные с любовью к родной культуре, уважением к другим и т.д., в это входит и отдельно не оговаривается. Процесс обучения в такой среде – это всегда проектные задачи, понятные цели, сроки и бюджеты».

Родители ничего не навязывают

Главным впечатлением от голландских школ Александр Гизи – основательМеждународного образовательного клуба (клуб помогал Инобру в организации стажировки) и Team Lead проекта НеКонференция – назвал свободу, которую школы получают от государства: «Все это разнообразие существует на бюджетные деньги. Но их создатели берут на себя обязательства перед государством, доказывают эффективность проектов. Такое сочетание свободы и ответственности не может не подкупать».

Было интересно посмотреть, как голландские школы работают по Дальтон-плану – методике, которая в чистом виде мало где существует. «В Амстердаме две таких школы. Их главные принципы: свобода и ответственность детей, совместная работа учителей и учеников, независимость в оценке своего опыта.

На уроке химии в Spinoza Lyceum: атмосфера непринужденная, дети ставят опыты, бурно выражают эмоции от увиденного на английском (не всегда цензурно), двое учеников сидят с учебниками в другом конце класса. На вопрос, почему они не участвуют, учитель отвечает, что эти двое не очень любят химию, поэтому выполняют более простое, теоретическое задание.

Интересен школьный театр – место здесь не менее важное, чем кабинет директора или библиотека. Раз в два года дети ставят новый мюзикл, премьера неизменно собирает полный зал, причем, билеты продают за деньги!

Впрочем,как оказалось, Spinoza Lyceum тоже не в полном виде выполняет Дальтон-план. Возможно, и неспроста в нашей стране нет таких школ: берут только отдельные инструменты и «фишки». Почему? Это вопрос, который пока остается без ответа».


Важная особенность – доверие родителей системе образования: «В Нидерландах переход в старшую школу – в 12 лет: дети пишут единый экзамен, и школа делает заключение – какой из трех уровней дальше рекомендуется. После самого продвинутого, который длится шесть лет, можно поступать в университеты, после пятилетнего среднего – тоже можно, но в более «прикладные». Нижняя ступенька – обучение четыре года, это аналог нашего СПО. Родители доверяют решению школы и особо не вмешиваются в этот процесс. С одной стороны, так они дают детям возможность жить своей жизнью, ничего не навязывая, с другой – это означает, что в стране нет какого-то предвзятого отношения к разным социальным слоям. Простой водитель воспринимается обществом так же, как университетский профессор».

Изучение лучших мировых практик – обязательная часть программы магистратуры «Управление образованием». Предприниматели, педагоги, административные работники знакомятся здесь с тонкостями управления образовательными системами, чтобы начать карьеру в качестве руководителей, экспертов или создателей успешных бизнес-проектов в образовании.