• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Игра для разума

«Вороново» превратилось в Хогвартс, а студенты Инобра говорили про «сумеречный лес», «маховик времени» и «магические инструменты», но это не было игрой. Вернее, это было как раз игрой, но с серьезными целями. Команды магистратуры «Управление образованием» готовили проекты, которые заказали им авторитетные образовательные организации Москвы и Московской области, общественные объединения и бизнес-корпорации.

Баланс на грани

В течение трёх дней мы работали не с учебными, а реальными заказами от школ, образовательных центров и лабораторий. Первый курс разрабатывал проекты,  второкурсники выступали экспертами. А вместе отвечали на ключевой вопрос: какой должна быть экспертиза, где проходит грань между осуждением и помощью?

Мы строили поток развития проектов, когда задачи не меняются, а наращиваются. Если первый день начали с разбора того, что такое проектное предложение, дизайн исследования, то во второй – уже погружение в жесткие условия реальной жизни. Это дедлайны, меняющиеся задачи, различные провокационные и стрессовые ситуации. Да, некоторые пытались играть по своим правилам, например поменяться местами в группах, что-то придумывали и хитрили, но это часть игры – как ты будешь «выкручиваться» в экстремальных условиях.   

Шесть «станций» экспертизы всего за час для всех восьми проектных групп. Задачей проектировщиков было успеть пройти, задачей экспертов – еще и получить за консультации хорошие смайлики. Так первый курс оценивал качество советов и критику. Всё это в атмосфере Хогвартса. Станции «Поход в сумеречный лес, или Как не использовать маховик времени»,  «Магические инструменты»... Общие советы в режиме мастер-классов давали приглашенные эксперты – такие авторитеты, как Игорь Бут из PWC или Андрей Мельников из Фонда образовательных и инфраструктурных программ Роснано.

Задачей было не только получить сильные проекты,  но укрепить сотрудничество между студентами. Нам это важно, потому что наша магистратура создает ту сетевую структуру, комьюнити в российском образовании, большую роль в котором играют горизонтальные связи между выпускниками разных лет.

Кобцева Анна Александровна
академический руководитель магистерской программы «Управление образованием»

Между молотом и наковальней

Абсолютная интенсивность, работа по 16 часов. И ставки повышены, потому что находишься в среде интеллектуально значимых людей. Это помогает  многое понять о себе и о людях, которые тебя окружают.

Нас учили правильно задать критерий и правильно оценивать, формировать интуицию.  Ее рождению помогают опыт и знание. Нас учили слышать себя, не быть сухарями. Учили избегать ошибок эксперта, когда начинаешь сильно вовлекаться в проект. Как в психотерапии, необходимо отделить себя от человека, которому оказываешь помощь.

Главный вывод, который я сделал: прежде чем сказать, нужно собрать максимальное количество данных и сильно подумать. Желательно обсудить с коллегами, прояснить свою позицию. И когда точно уверен, только потом высказывать мнение. 

Мы выступали экспертами у первого курса. А преподаватели оценивали, как мы оцениваем. Получилось  – между молотом и наковальней. Это был ценный опыт, абсолютно необычный.

Иногда приходилось первокурсников мотивировать, защищать, подбадривать. На мой взгляд, именно поэтому формат революционный. Два года назад, когда сами приступили к практике, мы не сделали и четверти того, что смогли эти ребята. Они этого добились потому, что с ними были мы – те, кто эту практику не так давно прошел и может привлечь собственный опыт.

Валерий Астанчук,
руководитель детского лагеря "Хаглар"

 Мощный эффект самообразования

Мы начали работу в группах с того, что разработали критерии оценки. Нам это помогло по-другому посмотреть на свои проекты. Затем началась их доработка в командах и экспертиза. Сейчас модно говорить про «перевернутый класс», и у нас получилось нечто подобное. Сначала мы представляли проекты, а уже потом нам давали теоретические знания.

Когда тебе не дают готовые материалы сразу, а ты должен сначала что-то создать – это мощный эффект самообразования. Мне это необходимо, потому что хочу расти профессионально, развиваться вместе с техническим прогрессом. Не просто знать всё новое, а использовать его для общения с детьми, с коллегами. Проектный подход дает возможность попробовать, как работают разные технологии, а не просто что-то услышать.

Елена Бабина,
педагог дополнительного образования

Назад – в детство, вперед – к истине

Я работаю в школе и вижу, что старые – исполнительские – подходы исчерпали себя. Невозможно работать без команды, без совмещения разных точек зрения и разных ролей. Создавая проект, ты учишься брать ответственность, а когда выступаешь как эксперт – видишь то, что раньше выпадало из поля зрения.

Для меня игра стала сломом стереотипов, даже возвратом к какой-то истинной основе образования. Так учится ребенок: он сначала делает, пробует, а потом примеряет результат к каким-то критериям – подходит, не подходит? А в школе у нас всегда на первом месте критерии – и мы в них вынуждены себя загонять.

Поскольку мы работали в разных группах, то каждый раз это – многие стадии, от конфликта к сплочению. Это нужно пережить, чтобы получить результат, и это очень важные психологические эффекты.

Наша группа работала над программа развития знаменитой 57-й школы. Проектом мы продолжим заниматься, и, если все сложится, через полгода он будет запущен. Это станет не только вкладом в портфолио, но и помощью в моем проекте, который веду в своей школе.

Светлана Резник,
школьный психолог

Это похоже на «Остров», НТИ, только еще круче

Работа организована очень плотно: от задачи переходишь к демонстрации результата, тебе дают обратную связь. Ты должен всё переформатировать. В результате быстро продвигаешься. Это похоже на «Остров», проекты Университета НТИ 20.35, только еще круче, потому что меньше людей и больше активности. Я всё больше верю в эти форматы с высоким погружением. Даже не пишу пост в социальных сетях пока – хочется, чтобы эта история немного уложилась в голове.
Начинаешь интенсивно общаться с людьми. Группы постоянно перемешиваются, это обогащает участников. Ты вынужден активнее работать. Уметь быстро настроиться на одну волну. Понять чужую логику. Если будешь долго сопротивляться, команда не будет эффективной, потому что у вас мало времени.

Интересным было включение внешних спикеров. Например, я много знаю про  PricewaterhouseCoopers, и мне казалось, что там работают какие-то небожители. Горжусь, что у нас был диалог на равных. Это полезная вещь, потому что это не те люди, к которым ты можешь просто подойти на улице.

Получаешь богатый материал для реальных задач. Например, я участвую в проекте Института образования – развитие школ Хангаласского улуса в Якутии. Помогаем местным командам проектировать решения. Нам надо, чтобы экспертиза помогла сделать жизнь лучше. Когда ехали после игры в Москву, появилась возможность вспомнить о работе: на два дня мы все выключились и забыли, что есть другой мир:) Я поняла, что могу использовать многое из игры в своей работе. 

Мария Озерова,
СEO исследовательской компании «Среда»