Экзамен против бедности
Аналитики Центра развития навыков и профессионального образования НИУ ВШЭ считают, что меры соцподдержки могут быть эффективнее, если их дифференцировать. Разные меры поддержки они предложили «связать» с результатами выполнения заданий: как получатели социального контракта смогли решать организационные задачи и работать с текстовой информацией.
В основу такой методологии легла международная рамка оценивания навыков взрослых PIAAC-ОЭСР. Эксперты Инобра уже применяли ее по заказу кадровых служб крупных компаний. Теперь при поддержке Фонда развития прикладных исследований ВШЭ она доработана для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. В зависимости от того, насколько успешно они проходили наборы заданий, эксперты советовали использовать разные варианты поддержки: доквалификацию, обучение, трудоустройство и т.д.
Вместе с центрами занятости трех муниципальных районов эксперты предложили гражданам наборы заданий. Претенденты на соцконтракт находили нужную информацию в газетных статьях, на новостных сайтах, решали задачи с помощью цифровых сервисов. По навыкам работы с текстовой информацией участников разделили на шесть уровней – от тех, кто может искать нужные сведения по знакомым темам в коротких текстах, до тех, кто оценивает доказательства, аргументы, строит логические модели и выбирает разные источники информации. Навык решения задач предполагал четыре уровня – от готовности совершать простые действия в одном рабочем окне и до способности работать с несколькими интерфейсами.
Анализ результатов позволил предложить разные виды поддержки, которые допускает соцконтракт. Самым «продвинутым» рекомендовали помощь в запуске собственного бизнеса. Тем, кто хорошо работает с информацией, но затрудняется с планированием последовательности действий, может быть полезно трудоустройство на крупные предприятия с уже сложившимся уровнем менеджмента или обучение именно под такие вакансии. Всего такого рода категорий было выделено шесть. Аналитические записки с рекомендациями эксперты предоставляли центрам занятости. Сами граждане получили индивидуальные советы, какие навыки и как желательно развивать в будущем.
«
Мы обратили внимание, что безработные граждане, которые обращаются в центры занятости, хуже справляются с наборами заданий, чем работающие, которых мы тестировали по заказам предприятий.
И целый ряд исследований показывает, что рабочая деятельность как таковая замедляет инфляцию или устаревание навыков, а иногда даже способствует их развитию, если предприятие инвестирует в обучение персонала и использует для этого определенные управленческие практики.
«Регионы уже начали внедрять механизмы социального контракта, но его эффективность пока крайне низкая, а влияние на снижение бедности – слабое. Правительству нужно учесть опыт пилотных регионов и обновить сами принципы социального контракта. А также – расширить финансовую поддержку регионов, чтобы уже в 2021 году внедрить этот механизм во всех субъектах России», – заявил президент Владимир Путин в недавнем послании Федеральному собранию.
Тюнин Аркадий Михайлович
Аналитик Центра развития навыков и профессионального образования
Тюнин Аркадий Михайлович
Аналитик Центра развития навыков и профессионального образования