• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экзамен против бедности

Социальный контракт в России неэффективен: такой вывод можно сделать из данных Росстата и Минфина. Эта мера поддержки граждан с низкими доходами работает несколько лет. Чаще всего центры занятости, изучив заявления, выделяют деньги на переобучение, старт предпринимательской деятельности или ведение подсобного хозяйства. Но, как правило, это разовые субсидии, которые не позволяют выйти из трудной ситуации. Только 2% незанятых членов семей были трудоустроены и только у 5% увеличился доход от трудовой деятельности (данные о результатах соцконтракта за 2017 год).

Аналитики Центра развития навыков и профессионального образования НИУ ВШЭ считают, что меры соцподдержки могут быть эффективнее, если их дифференцировать. Разные меры поддержки они предложили «связать» с результатами выполнения заданий: как получатели социального контракта смогли решать организационные задачи и работать с текстовой информацией.

В основу такой методологии легла международная рамка оценивания навыков взрослых PIAAC-ОЭСР. Эксперты Инобра уже применяли ее по заказу кадровых служб крупных компаний. Теперь при поддержке Фонда развития прикладных исследований ВШЭ она доработана для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. В зависимости от того, насколько успешно они проходили наборы заданий, эксперты советовали использовать разные варианты поддержки: доквалификацию, обучение, трудоустройство и т.д.

Вместе с центрами занятости трех муниципальных районов эксперты предложили гражданам наборы заданий. Претенденты на соцконтракт находили нужную информацию в газетных статьях, на новостных сайтах, решали задачи с помощью цифровых сервисов. По навыкам работы с текстовой информацией участников разделили на шесть уровней – от тех, кто может искать нужные сведения по знакомым темам в коротких текстах, до тех, кто оценивает доказательства, аргументы, строит логические модели и выбирает разные источники информации. Навык решения задач предполагал четыре уровня – от готовности совершать простые действия в одном рабочем окне и до способности работать с несколькими интерфейсами.

Анализ результатов позволил предложить разные виды поддержки, которые допускает соцконтракт.  Самым «продвинутым» рекомендовали помощь в запуске собственного бизнеса. Тем, кто хорошо работает с информацией, но затрудняется с планированием последовательности действий, может быть полезно трудоустройство на крупные предприятия с уже сложившимся уровнем менеджмента или обучение именно под такие вакансии. Всего такого рода категорий было выделено шесть. Аналитические записки с рекомендациями эксперты предоставляли центрам занятости. Сами граждане получили индивидуальные советы, какие навыки и как желательно развивать в будущем.

«

Мы обратили внимание, что безработные граждане, которые обращаются в центры занятости, хуже справляются с наборами заданий, чем работающие, которых мы тестировали по заказам предприятий.
И целый ряд исследований показывает, что рабочая деятельность как таковая замедляет инфляцию или устаревание навыков, а иногда даже способствует их развитию, если предприятие инвестирует в обучение персонала и использует для этого определенные управленческие практики.

Тюнин Аркадий Михайлович
Аналитик Центра развития навыков и профессионального образования

 Если центры занятости примут на вооружение этот инструмент, то в масштабах всей страны он может способствовать решению государственной задачи – снижению уровня бедности вдвое к 2024 году.

«Регионы уже начали внедрять механизмы социального контракта, но его эффективность пока крайне низкая, а влияние на снижение бедности – слабое. Правительству нужно учесть опыт пилотных регионов и обновить сами принципы социального контракта. А также – расширить финансовую поддержку регионов, чтобы уже в 2021 году внедрить этот механизм во всех субъектах России», – заявил президент Владимир Путин в недавнем послании Федеральному собранию.