4К-инструкция для школьного урока
Ответ в книге, которую выпустил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с корпорацией «Российский учебник». В нее вошли практические советы и методики, систематизированные сотрудниками Инобра ВШЭ Мариной Пинской и Александрой Михайловой.
Пособие содержит простые и ясные объяснения каждого из «К» и рассказывает, как его распознать в учениках. Авторы дают рекомендации о разработке урока, помогают составить задания, которые делают «видимыми» навыки учеников. Объясняют, как привлечь класс к поиску собственных заданий, использовать целый комплекс педагогических приемов – от игры до дискуссии. Банк сценариев «4К-уроков» уже существует, один из них приводится в книге целиком в качестве примера.
Оценке успешности занятий посвящен отдельный раздел. Учителя получают таблицы, по которым удобно следить: насколько развиты навыки в школьниках, виден ли прогресс. По «листам наблюдений» педагог отмечает, как ученик задает вопросы, в чем сомневается, какие альтернативные идеи предлагает. Есть анкеты и для самооценки учеников.
Учителя могут объединяться в группы, чтобы исследовать уроки друг друга, в помощь методистам — пошаговые инструкции. Авторы книги советуют директорам школ помочь таким объединениям: выделять время, учитывать результаты при аттестации.
Читать книгу
Михайлова Александра Михайловна
Стажер-исследователь Лаборатории проектирования содержания образования
Пинская Марина Александровна
Ведущий научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского