• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Все образовательные инициативы периода «оттепели» объединяла идея культурного воспитания нового поколения»

Представляем цитаты из доклада Марии Львовны Майофис на вторничном семинаре ВШЭ по образованию. Говорили о том, как решалась проблема «правильного» воспитания подрастающего поколения в  сложных социальных условиях в период «оттепели». Интересно, что находится немало общего и с современным восприятием «поколенческих разрывов».

«Все образовательные инициативы периода «оттепели» объединяла идея культурного воспитания нового поколения»

© архив физико-математического интерната при МГУ. 1967—1968 гг

Контекст 

Борьба с хулиганством после ХХ съезда и начала десталинизации стала единственной точкой консенсуса между теми, кто был настроен против Сталина и теми, кто был настроен консервативно или националистически, потому что их всех всех объединяла идея неприятия «некультурного Другого».

После публикации статьи «Плесень» (1953) распространилось мнение, что молодые люди, ступившие на преступный путь, – это избалованные дети из обеспеченных семей, «золотая молодежь», и испортило их изобилие родительской любви и отсутствие разума, регулятора семейного воспитания.

Публикации на тему культурного воспитания молодежи

Рост подростковой и молодежной преступности приходится на последние годы правления Сталина, но тогда об этом было невозможно говорить публично. Со второй половины 1953 года публикации на эту тему стали не только возможны – они поощрялись на всех уровнях как в художественной литературе, так и в публицистике. Однако нельзя объяснить появление публикаций только указами и поощрением «сверху». В обществе действительно существовали настроения озабоченности культурным обликом подростков и молодежи.

По публикациям периодической печати видно, что предпринималась попытка описать детское и подростковое хулиганство как определенный тип «социального зла», рецепты борьбы с которым можно придумать и реализовать. Источником проблемы называли семьи, в которых, как правило, погибли отцы во время войны, а матери постоянно были заняты поддержанием минимального материального уровня семьи. Предполагалось, что даже если изначально эти дети были с положительным нравственным импульсом, внешние силы легко могли сбить их с правильного пути. 

Майофис Мария Львовна
Доцент Школы культурологии

Однако к 1956 году поколение «детей войны» уже почти достигло порога средней школы и совершеннолетия. На уровне публичной риторики при представлении новых образовательных проектов часто апеллировали к уже разработанному социальному портрету «детей войны», однако на самом деле они были адресованы уже следующему поколению.

Причины и пути решения

Говоря о реальных причинах появления этого культурного Другого, стоит указать на последствия ускоренной советской урбанизации, когда многочисленные выходцы из деревни в массовом порядке переселялись в города и не могли сами научить своих детей «быть горожанами», а культурные и образовательные институции с этой задачей не справлялись.

При этом нужно было показать, что есть молодежь, достойная подражания. Хорошим примером здесь были случаи добровольного выбора «трудного пути» и такой позиции на рынке труда, которая не предполагала (по крайней мере, на первых порах) карьерного роста и комфортных условий работы. Такой выбор можно назвать романтическим, патриотическим и даже аскетическим, в нем всегда присутствовали мотивы самоотречения самовоспитания. Казалось очень важным стимулировать молодых людей выбирать такие пути и создавать «нерациональные» мотивации.

Уже во второй половине 1950-х в публицистике и литературе возникла «тема счастья» (в фильме «Доживем до понедельника» (1968) будут доиграны уже самые последние такты этой «счастливой» симфонии). Общим знаменателем общественно одобряемых ответов на вопрос о том, что такое счастье, становилось осознание альтруистических жизненных целей и задач, когда выбор в пользу «трудного» пути оказывался выбором, ведущим к счастью. 

Майофис Мария Львовна
Доцент Школы культурологии

Новые образовательные институты как решение проблемы 

Новые образовательные проекты начали возникать в период, когда, с одной стороны, было необходимо создать поколение, которое социально и культурно оказалось бы больше похоже на своих предшественников, но при этом решить сложную ситуацию на рынке труда, когда большинство форм принудительного труда оказались отменены.

В 1956-1959 годах появились образовательные и воспитательные институты, которые в том или ином виде продолжают до сих пор функционировать. Среди них:

  • Школы-интернаты
  • Движение детский хоровых студий
  • Коммунарское движение
  • Математические школы

В основе каждого из этих проектов лежала идея аккультурации – трансляции культуры, моделей поведения и знания от старшего поколения к младшему. Например, случае хоровых студий эта идея была отражена через продвижение музыкальной классики, фольклора и особой культуры пения: владение собственным голосом означало владение собой. 

Задача математических школ немного отличалась от задач других образовательных проектов: после начала хрущевской реформы средней школы необходимо было создать конкурентную интеллектуальную среду для молодых людей, мотивированных к учебе, вывести их в отдельные коллективы, чтобы их не «тормозили» те, кто были не заинтересованы в успехах в академической деятельности.


Презентация М.Л.Майофис


Полная версия семинара