Нужны ли России трехлетние «университеты»?
Идею предложил зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов в письме министру Валерию Фалькову. «Многие молодые люди жалуются, что их заставляют изучать дисциплины, которые не являются обязательными для выбранной ими профессии, а длительное обучение является для них просто потерей времени», – пишет депутат. Это предложение еще не оформлено в виде законопроекта, но его уже активно обсуждают в СМИ и профессиональной среде.
Эксперты Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ считают, что прикладной бакалавриат России, действительно, нужен. Он поможет сократить время учебы в вузе, как минимум, для трети студентов. Это выпускники колледжей, которые вынуждены повторять в университетах многое из того, что они уже изучали. Прикладной трек позволит им получить высшее образование за 2-3 года вместо сегодняшних 4-5 лет.
О его успехе и востребованности говорят и итоги экспериментов, которые проводились в России в 2009–2014 годах и недавно снова обсуждались в Татарстане. Есть три варианта, как можно построить этот трек. Разбираем их вместе с директором центра Федором Дудыревым и научным сотрудником Верой Мальцевой.
1. Колледж + вуз + предприятие
Своего рода союз среднего профессионального и высшего образования с участием работодателя. Студенту строят единую образовательную траекторию со сквозными результатами и общим учебным планом. Студент заканчивает колледж и поступает в партнерский вуз, например, как «целевик». Благодаря тому, что учебная нагрузка распределяется «на троих», срок обучения в университете сокращается до 2,5-3 лет. Проблемы этой модели: вопрос, сохранится ли бюджетное место при переходе из колледжа в вуз, и отсрочка от призыва в армию. По закону отсрочка дается один раз. К моменту поступления в вуз она будет уже истрачена.
2. Вуз + предприятие
Можно убрать из схемы колледж: тогда снимется множество проблем «стыковки» СПО и высшего образования, в том числе юридических. Появляется факультет прикладных специальностей, в который можно поступить после школы, минуя ступень среднего профессионального образования. Однако, по мнению экспертов, тогда нагрузка на вуз и партнерское предприятие будет слишком высокой. Главная проблема: сократить срок обучения до трех лет не удастся. Этого не позволит нормативная база. А нужен ли прикладной бакалавриат, если он не короче «обычного» – большой вопрос.
3. Только колледж или колледж + предприятие
Самая революционная модель. В колледж поступают после 11 классов средней школы и учатся три года. Предприятие может участвовать здесь как площадка годичной производственной практики. В пользу этой модели говорит мировой опыт. Именно сильные колледжи могут стать в перспективе российскими институтами прикладных наук. Но, по мнению экспертов, пока колледжи не готовы к таким радикальным переменам. Это потребует изменения законов, поэтому сейчас такая «смена ролей» среднего профессионального и высшего образования невозможна.
Из европейских стран прикладное высшее образование популярнее всего в Финляндии. Здесь его получает более 60% студентов бакалавриата. В лидерах также Нидерланды с 50% и Германия с 35% студентов вузов. Чаще всего в прикладных вузах готовят квалифицированных специалистов для наиболее массовых сфер, таких, как инженерное дело, IT, социальное обслуживание.
Эксперты Инобра считают, что оптимально было бы параллельно развивать в России сразу две модели.
Первая, «Колледж+вуз+предприятие», кажется оптимальной в условиях сегодняшней нормативной базы. Для ее массового запуска нужно устранить только «песок в колесах» – различные барьеры между участниками цепочки. Однако этой модели недостаточно: она доступна только выпускникам колледжей. Для выпускников школ, которые хотят получать прикладное высшее образование, придется создавать отдельный трек. Лучшей базой для него в перспективе эксперты называют третью модель – колледж, дающий высшее образование.
Дудырев Федор Феликсович
Директор Центра развития навыков и профессионального образования
Мальцева Вера Андреевна
Научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования