• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Наталия Киселева: «Мобильная школа – реализация очного и электронного образования»

В начале этого учебного года никто не предполагал, что возникнет необходимость быстрого и массового внедрения дистанционных форм образования в общеобразовательной школе. Закреплённые в ст.15,16 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» возможности школы в плане электронного образования, дистанционных образовательных технологий, различных форм получения образования для многих оставались лишь возможностями, но не необходимой реальностью. О них знали, но не думали, не продумывали сценариев и моделей масштабной реализации.
Конечно, согласно ФЗ № 273, школа организует обучение в очной, очно-заочной и заочной формах. Однако, нигде не регламентировано, что очно-заочная и заочная формы обучения должны реализовываться с помощью дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, могут, но не обязаны.
 
Кроме того, возникают споры и в отношении точности употребления формулировок понятий «дистанционное образование» и «дистанционные образовательные технологии», появляется формулировка «дистанционные формы получения образования». Из ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16): 

«Электронное обучение  - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников (на расстоянии)».

Стремительно развивающиеся события привели к потребности в создании интегрированной модели массовой школы, традиционной и онлайн школы одновременно. Организации, способной функционировать самостоятельно, быстро переключаясь при необходимости с одной модели на другую или реализующей две модели одновременно. Такой современный вариант школы можно назвать «мобильная школа».
Конечно, все образовательные организации серьезно занимаются вопросами безопасности, ежегодно проводятся тренировки противопожарной и противотеррористической безопасности, разрабатывают четкие алгоритмы, каждый участник образовательных отношений знает порядок своих действий. Однако алгоритмов перевода массовой школы в формат мобильной школы на определенный временной период нет и никогда не было.

Сегодняшняя реальность такова, что кроме двух статей закона с определениями  (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»у нас нет ни необходимой нормативной базы, ни опыта, ни четких алгоритмов и минимальных требований к дистанционной форме функционирования школы на определённый период, включая механизмы входа в режим функционирования в виде мобильной школы и выхода из него в последствии.

Сформулируем основные элементы данной модели массовой школы в виде мобильной школы (реализующей одновременно очное и электронное обучение, либо варьирующей в течение учебного года в реализации переходов от очного к полному электронному обучению и обратно).

Ключевой фигурой перехода школы к электронному обучению в сжатые сроки становится учитель, причём в позиции организатора обучения и организатора включенности обучающихся в образовательный процесс. Функции учителя: организация и поддержка процесса, мониторинг и анализ, экспертиза.

Не менее важным элементом модели является процесс, предусматривающий уход от традиционных форм и методов реализации образовательных программ, возможно уход от традиционного деления учебных дисциплин к перспективному укрупнению учебного материала и интеграции различных учебных дисциплин в учебные блоки.

Третьим важным звеном модели мобильной школы является система мониторинга и сопровождения, включая психологическое сопровождение, мотивацию, процессы рефлексии.
Естественно необходимо в максимально сжатые сроки обеспечить документальное сопровождение реализации модели мобильной школы.

Порядок «вхождения» в новую модель предполагает наличие рисков и дефицитов в техническом оснащении школ и участников образовательного процесса, низкий уровень базовых ИКТ компетенций участников образовательных отношений, неспособность существующими решениями обеспечить непрерывность образовательного процесса, эффективность и результативность. Затрудняются процессы взаимодействия, планирования и контроля образования.

Порядок «выхода» и функционирования в штатном режиме также определяет риски, среди которых разница уровня усвоения учебного материала школьниками (очевидно, в новой ситуации электронного обучения многие окажутся неготовыми к самостоятельной организации и принятию ответственности за собственно образование. Вот так становятся очевидными тенденции и тренды современного образования («чему учить?»). Ещё одним риском будет учёт результатов электронного обучения и механизмы регулирования процедур оценивания.
И, наконец, главный риск - стремительное увеличение количества обучающихся и их законных представителей, которые в последствии предпочтут получение образования вне образовательной организации в форме семейного образования, либо изменят форму получения образования на очно-заочное или заочное образование. Риск в данном случае в неготовности общественных институтов к такому массовому оттоку учащихся из общеобразовательных школ, который приведет к стремительному росту репетиторства, сложностью оценки качества такого образования, а в последствии, как показывает практика, к формированию негосударственных образовательных институтов (семейных школ) по сути своей схожих с обычной малокомплектной общеобразовательной школой.
В последние недели быстрой организацией дистанционного обучения озадачился похоже весь мир. Но подходы к этой организации совершенно разные.

Можно выделить три основные линии действий.

  1. стремительно создаются платформенные решения, что называется «с нуля» (разрабатываются обучающие платформы, контент-платформы, какие-то структуры LMS).
    При этом активно включаются разные готовые образовательные онлайн продукты, которые предоставляют свои ресурсы на период карантина совершенно бесплатно (заявляются до 70 дней, до 90 дней с возможностью продления) и прописывают в виде памяток свои возможности.
  2. вторая линия: стремительно отбираются и интегрируются существующие решения. В срочном порядке описываются возможности существующих решений, создаются памятки для учителей: как подключиться, как подключить учеников, какие требования, какой минимальный набор возможностей использовать и как реализовать конкретную опцию (например, как создать и отправить домашнее задание из существующего или найденного и отобранного контента). Так возможно самоорганизуются различные маркетплейсы, что называется «снизу» (от потребителя).
  3. третья линия действий: в процессе организации дистанционного обучения.
    Школам и учителям предложили свободный и удобный для них выбор с минимальным описанием набора функций, которые скорее всего будут нужны (видеозвонок, получение обратной связи, создание и отправка текста, теста, видео, возможности совместного комментирования и так далее), но сконцентрировались на стратегии организации дистанционного обучения и мотивации участников (учителей, учеников и родителей)!
 
Интегрируя все три линии получаем, что для реализации быстрого перехода к формату «мобильная школа» необходимо четкое понимание ресурсного обеспечения, организационного сопровождения и механизмов взаимодействия.
 

Основные вопросы

Ответы на них помогут школе при переходе к электронному обучению с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), или интеграции очного и электронного обучения (при свободном посещении уроков обучающимися) может выглядеть таким образом:
  • Как участники образовательных отношений будут проинформированы о переходе школы на смешанные формы (очное и электронное с использованием ДОТ) либо только на электронное с использованием ДОТ, либо возврат на очное обучение?
  • У всех обучающихся есть устройства, доступ к сети Интернет?
  • Все ли обучающиеся имеют адекватный контроль со стороны родителей, могут рассчитывать на поддержку?
  • Может ли онлайн-обучение в школе начаться немедленно (какими ресурсами или что препятствует)?
  • Как будет использоваться школьный сайт?
  •  Есть ли в школе электронный журнал, электронный дневник или другая возможная структура LMS, есть ли блоги классов или страницы в социальных сетях, где возможна регулярная коммуникация (сформировать банк возможных каналов коммуникации по каждому классу)?
  • Кто и каким образом сможет осуществлять техническую поддержку учителям и семьям в переходный период к электронному обучению с использованием дистанционных образовательных технологий (помощь в установке и наладке)?
  • Как будет выглядеть школьный день-неделя при интеграции очного и электронного обучения с ДОТ, только в формате электронного обучения с ДОТ (кто и чем будет занят)?
  • Будут ли использоваться видеоконференции, другие способы визуального взаимодействия учителей и обучающихся (скайп, zoom, вебинары)?
  • Как будет сформировано расписание интеграционной модели (очно+дистанционно) и только дистанционно? (помним, что это ни в коем случае не дублирование очного расписания).
  • Как будет происходить «доставка» заданий обучающимся (регулярность, частота, ресурсы)?
  • Какие инструменты онлайн-обучения будут использованы (существующие платформы, собственные резервы, ресурсы информационно-библиотечного центра)?
  • Как учителя будут проверять задания учеников, их вовлеченность в образовательный процесс, эмоциональное состояние при новой для них форме обучения?
  • Как получить обратную связь от семей: способы коммуникации и регулярность (нужно продумать и определить)?
  • Как организовать учебный день обучающегося: время онлайн общения с преподавателями, с другими обучающимися, с заданиями; время оффлайн самостоятельного выполнения заданий, режим отправки заданий учителю?
  • Как будут поддерживать учителя обучающихся, мотивировать к обучению и каким образом, как будут поддерживаться учителя?

7 шагов перехода к интеграции очного и электронного образования

 
  1. МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ. Провести мониторинг готовности детей и учителей к электронному обучению с применением дистанционных образовательных технологий (наличие устройств и возможностей интернета, установка необходимых приложений, разработка рекомендаций и памяток по использованию каждого приложения). Выявить тех, кто не сможет получать информацию и взаимодействовать онлайн, продумать форму работы с такими учащимися и родителями (вплоть до организации очно-заочного обучения на этот период с предоставлением графика контрольных работ и организацией сессий).
  2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА. Первоочередная задача школы - организовать рабочее время учителя и учеников для реализации образовательной программы. Это осуществляется на основании проведенного мониторинга технического оснащения. Особенно хочется обратить внимание администрации школ на малую эффективность с точки зрения реализации образовательной программы формальной отправки ежедневных домашних заданий как единственного варианта обучения, а также совершенно бессмысленно пытаться реализовать расписание очной формы обучения в онлайн формате. Во-первых, 5-6 часов подряд работы за компьютером – недопустимая нагрузка на ребенка; во-вторых, темп обучения в очной и электронной формах разные, объем усвоения учебного материала тоже.  Необходимо составление расписания для электронной формы обучения, в идеале дополнительно вариант расписания для интеграции очной и электронной форм обучения. Ключевой фигурой при интеграции очного и электронного обучения является учитель.  От построенного взаимодействия и договорённости учителей зависит успех всей организации.
  3. ВИЗУАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. По возможности предусмотреть и организовать время визуального взаимодействия учителя и групп учеников (в классе, параллели). Варианты реализации - посредством вебинаров, групповых уроков и бесед по скайпу, Zoom и тд. Предусмотреть возможность индивидуальных видеоконсультаций (лучше кратких по продолжительности, групповых или индивидуальных, в каких случаях) для начальной школы ежедневно; для основной и старшей школы в виде лекций и практикумов посредством вебинаров, образовательных платформ, социальных сетей несколько раз в неделю. Обязательно выделить время в общем графике-расписании для визуального общения всего класса один раз в день с классным куратором (классным руководителем). Если подключение к интернету позволяет, постарайтесь включить камеру каждого, чтобы вы могли общаться лицом к лицу и передавать новости, проблемы или мысли об обучении в течение этого дня.
  4. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Наладить обратную связь с учениками лучше посредством электронного дневника, либо электронной почты, через официальные ресурсы, сохраняя всю историю коммуникации, вопросов-ответов.
  5. СОТРУДНИЧЕСТВО, А НЕ ИЗОЛЯЦИЯ. Очень важно и очень непросто наладить сотрудничество учеников между собой в дистанционной форме, сотрудничество учеников с учителем. Хорошим решением для этого будут групповые задания, проекты и творческие работы, предусматривающие совместную работу в общем документе, в групповом чате в социальной сети, в групповой переписке в почте. Актуальным становится вопрос обучения всех участников образовательных отношений навыкам письменной коммуникации.
  6. АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ. Родители учащихся очень разные, как и сами учащиеся. Есть активные родители, готовые к сотрудничеству со школой и оказанию помощи в реализации электронного образования. Те, кто уже подумывает о семейном образовании (на время или постоянно); кто готов к заочным и очно-заочным формам получения образования, кто имеет навыки организации сотрудничество в онлайн формате. С такими родителями желательно наладить связь, пригласить к содействию в построении мобильной школы в переходные периоды, при необходимости организовать возможность индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Есть пассивные родители, мало мотивированные. С ними взаимодействовать сложнее, но информировать их об организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий, с графиком и правилами обучения необходимо, как необходимо вовлекать  их в систематический контроль обучения своих детей. Поэтому: включаем в график и описываем формы взаимодействия с родителями. Четко определяем группы родителей (по активности и возможностям), подключаем активных родителей к сотрудничеству и помощи, особенно для младших школьников. Определяем график взаимодействия (виртуальные консультации, обсуждения). Подключаем классного руководителя и социальную службу.
  7. ГИБКОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ БЫСТРОЙ АДАПТАЦИИ. Всем участникам образовательных отношений придётся учиться быстро и много. Учиться друг у друга, самостоятельно. Это становится основополагающим принципом мобильной школы.
Нет правильных решений и идеальных алгоритмов. Нужно мониторить активность учащихся, родителей, возможности и сложности педагогов, перестраивать алгоритмы, максимально упрощая технические и организационные сложности, ради повышения эффективности общения учителей и обучающихся между собой, в малых группах. Здесь будет уместно организовывать онлайн опросы, систематическую рефлексию (возможно ежедневную на этапах «входа» в мобильную школу и выхода из нее) с анализом организации, технических возможностей, комфорта, времени. В работе с младшими школьниками обязательно более активное подключение родителей.

На основании предложенных шагов перехода к «мобильной школе» сформулируем набор действий для сотрудников образовательных организаций. Алгоритмы по ним (порядок действий и необходимый минимум) могут составляться разные, с учетом готовности школы, в зависимости от ресурсов и потребностей, варианта организации обучения (только в электронной форме либо в интеграции очного и электронного обучения).

Администрация школы:

  • Издает приказ о временном переводе образовательных программ на реализацию в форме электронного обучения с использованием исключительно дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами с указанием срока действия такого решения, либо на  модель, интегрирующую очную и электронную форму обучения (в том числе в формате свободного посещение занятий обучающимися).
  • Формирует комиссию по проведениюмониторинга технического обеспечения учителя (планшет-ноутбук-компьютер, интернет, необходимые электронные приложения). Выявляет потребности в обеспечении учителей необходимым оборудованием, проверяет наличие действующих адресов электронной почты, фактической работы в электронном журнале и дневнике.
  • Организует ежедневный «Экран обучения» - мониторинг фактически присутствующих обучающихся, дистанционно обучающихся (по информации от родителей и заболевших (тех, кто по болезни не учится). Определяется время подачи сведений от каждого класса классному руководителю – заместителю директора – ответственному специалисту за мониторинг
  • Определяет оптимальный набор ресурсов, онлайн-платформ и электронных приложений, в том числе электронных образовательных ресурсов, которые допускаются к использованию в образовательном процессе. Внести соответствующую корректировку в основную образовательную программу школы, проинформировать родителей, путем размещения указанной корректировки на сайте школы.
  • Продумывает инструкции и алгоритмы для учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей) по каждому ресурсу, используемому при дистанционной форме обучения.
  • Организовывает систему взаимообучения учителей внутри коллектива по использованию электронных приложений, организации онлайн уроков, вебинаров, консультаций и другим вопросам. Продумать план методической работы образовательной организации в форме мобильной школы, включающий мероприятия по взаимодействию учителей.
  • Организовывает совещания учителей для корректировки рабочих программ по учебным дисциплинам на период реализации электронного обучения с применением ДОТ, в ходе которого обсудить и внести корректировки в рабочие программы за счет укрупнения учебного материала в учебные еженедельные модули (например, математика, класс, 1-я неделя обучения, тематическое содержание учебного материала, график выдачи домашних заданий, их объем, форма, срок сдачи). Структурировать учебный материал в формате: день недели – учебный предмет, либо один-два раза в неделю ( в зависимости от объема изучаемого материала в учебном плане).
  • Формирует учебные планы, соответствующие модели электронного обучения с применением ДОТ.
  • Составяет расписание учебных занятий для каждого класса. Включить: регулярные видео чаты (уроки по скайпу, вебинары и тд); контрольные мероприятия (тесты, зачётные работы), график отправки и приёма домашних заданий, часы консультаций.
  • Определяет предельно допустимый объём ежедневных-еженедельных домашних на учащегося по всем предметам.
  • Организует работу по формированию открытого банка учебных материалов, например, научно-популярных и художественных фильмов и заданий к ним. Данная работа – один из возможных форматов подключения библиотечных ресурсов школы. Кроме того, библиотеке необходимо сформировать электронный каталог художественной и научно-популярной  литературы для каждой параллели, а также каталог электронных форм учебников.
  • Разрабатывает положение об оценивании заданий электронной формы обучения, критерии оценки. В том числе для случая проведения контрольных работ и промежуточной аттестации, включая письменные работы.
  • Просчитывает увеличение нагрузки на учителя-предметника за счёт получившейся группы дистанционного обучения. По возможности предусмотреть систему стимулирования и премирования учителей в зависимости от количества дополнительной работы, либо скорректировать нагрузку учителя за счёт перераспределения очной и электронной форм обучения.
  • Вносит коррективы в положение об оплате труда, стоимости часа дистанционного обучения.
  • Корректирует правила внутреннего трудового распорядка, правилах для учащихся.

 Классный руководитель

  • Ежедневно в определённое время (например, 11-00) заполнять «Экран обучения».
  • Собрать данные с учащихся класса: наличие компьютера-ноутбука-планшета-телефона с выходом в интернет; электронная почта ребёнка и родителей; адрес скайп (либо другого ресурса для видео взаимодействия).
  • Собрать актуальные данные родителей (телефон, электронная почта, адрес фактического проживания ребёнка и родителей).
  • Осуществлять мониторинг взаимодействия всех учащихся класса с учителями-предметниками.
  •  Не реже одного раза в два дня (а в 5-6 классах чаще) проводить «видео часы общения» (20-30 минут) с учащимися класса. Продумать (можно совместно с психологом) тематику этого общения для мотивации учеников, поддержки и формирования учебной самостоятельности. Подключить психолога.
  • Ежедневно проводить часы общения с учениками очной формы.

 Учитель-предметник

  • Определить удобные ресурсы и приложения для дистанционной формы обучения по своему предмету (коммуникация – электронная почта, чат в мессенджерах, электронный журнал; видео урок - вебинар, скайп, zoom и тд; Тесты, домашние задания - регулярность, график; Учебный материал - учебник; видео урок, дополнительные источники; способы организации обратной связи, рефлексии (ресурсы).
  • Сформировать список инструментов и приложений, их краткое описание для обучающихся каждой параллели; обсудить на малом педагогическом совете и методическом объединении; вывести итоговый общий список.
  • Продумать и обсудить с коллегами формат организации онлайн уроков, структуру и этапы.
  • Сформировать планирование преподавания учебного материала блоками, предметы закрепить за днями, сгруппировать учебный материал. Например, литература, история могут быть дистанционно один раз в неделю, задание даётся на неделю, описывается перечень тем к изучению и общий недельный объем домашних заданий; математика, русский язык, английский язык - два-три раза в неделю по тому же принципу.
  • Продумать и подобрать учебный материал для своего предмета, совместно с сотрудниками библиотеки при их помощи и ресурсном сопровождении (включая физическую культуру, изо, музыку. Это прежде всего каталоги электронных форм учебников, а также каталоги научно-популярных видео, электронные образовательные ресурсы, фильмов, спортивных игр и соревнований, разработка тренировок, а также творческие работы).
  • Внести корректировки в рабочие программы на период интеграции очного и электронного обучения, только при электронном обучении. (Лист коррекции), предусмотрев три блока: очное обучение (как есть по плану); электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (крупные блоки); болезнь ребёнка (система консультаций после выздоровления посредством крупных блоков учебного материала).
  • Продумать форматы домашних заданий в виде творческих и проектных работ, организовать групповые работы учащихся класса с дистанционным взаимодействием. Описать подробно технологию: как ученики сканируют-фотографируют и присылают на проверку выполненные задания; как подключаются к совместной работе в общем документе.
  • Продумать формат и регулярность информирования родителей об обучении детей при реализации электронной формы обучения. Составить памятку информирования, довести до сведения родителей.
  • Продумать формат взаимодействия обучающихся, посещающих школу, и тех, кто обучается дистанционно. Создать смешанные группы для обсуждения проектов, творческих работ, выполнения домашних заданий.
  • Если есть возможность записывать урок на видео, формируя банк видео уроков.

Наталия Александровна Киселева, выпускник магистратуры НИУ ВШЭ программы «Управления образованием»,

заместитель министра образования Московской области