• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семь необычных проектов для образования

Идея объединить чем-то людей от образования и людей от бизнеса тогда казалась утопией. Как вспоминает руководитель лаборатории инноваций в образовании Диана Королева, у учителей «приходилось вырывать указку из рук». А стартаперы не всегда понимали, какую ответственность пытаются взять на себя, заявляя что-нибудь в духе: «Мы сделали приложение, с которым вы сдадите ЕГЭ». Задачей и конкурса, и летней школы и всего выросшего комьюнити инноваторов стало объединение двух этих миров. А помогают в этом соорганизаторы «КИвО» — «Рыбаков Фонд».

На конкурсе всегда применяли win-win подход, где нет принципа «Победитель забирает всё». Часто проекты получались не просто «про образование», а были гуманитарными в широком значении этого слова. О семерке самых необычных мы рассказываем в честь 7-летия конкурса.

Билим

Фото: сообщество «Билим» в Facebook

Максатбеку Адуназар Уулу было 10 лет, когда родители перевезли его из Киргизии в Москву. Еще школьником он подрабатывал в Макдональдсе, затем была служба в российской армии, бизнес по продаже кроссовок, консультации для других мигрантов – как открыть свой бизнес в России, – и, наконец, школа-клуб «Билим». Максатбек начал его как проект для детей, потому что когда-то сам подвергался насмешкам одноклассников из-за плохого знания русского языка.

Сегодня это офлайн-клуб, куда мигранты приводят детей, чтобы подготовить их к учебе в московской школе. Здесь специалисты-волонтеры подтягивают с детьми и их родителями русский язык, помогают преодолеть культурный и психологический барьер. Родителей просвещают, в основном, на юридические темы: как подать документы в школу, как отстаивать свои права в спорных ситуациях.

На КИвО-2016 «Билим» получил приз зрительских симпатий. В том же году Максатбек поступил в магистратуру Инобра ВШЭ «Доказательная образовательная политика». В 2018 году опыт школы-клуба лег в основу его выпускной квалификационной работы.

Учитель для России

Фото: мероприятие проекта «Учитель для России» в Нижнем Новгороде


Проект появился в 2013 году, а сегодня это уже одна из самых масштабных инициатив в образовании». Сегодня он позиционируется не только как инструмент для тех, кто хочет построить успешную карьеру в образовании, но и как способ «развивать страну через образование». Действительно, это не в последнюю очередь – развитие территории: выпускники престижных вузов проходят сложный конкурсный отбор, чтобы добиться права два года учительствовать в отдаленных и часто неблагополучных районах.

Проект, запущенный Алёной Маркович и Еленой Ярмановой, не был «придуман» в полном смысле слова: его международный прообраз, Teach for All, работает в нескольких десятках стран. Но было трудно представить его в России, но прогресс очевиден. Если в первый год в школы отправились 42 учителя, то 1 сентября 2019 года таковых было 175. Их работу сопровождают специальные тьюторы, методисты, психологи. Испытание для себя и опыт лидерского развития – так описывают создательницы то главное, что получают молодые учителя.

78 школ в пяти регионах России, более 20 тысяч учеников, внимающих новым учителям: проект стал общенациональным. А одной из первых «проверок на прочность» для него стало участие в КИвО-2014.

Москва глазами инженера

Фото: проект «Москва глазами инженера»

«Как инженер из Казани завоевал Москву необычными экскурсиями», – такими заголовками сопровождался бум всеобщего интереса к проекту Айрата Багаутдинова и его команды. Казалось нереальным, что идея, построенная «всего лишь» на экскурсиях по городу, может за несколько лет выйти на прибыль в полмиллиона рублей в месяц. Действительно, в Москве сотни экскурсоводов и десятки бюро, но мало кто отклоняется от традиционных маршрутов. Даже на привычные достопримечательности команда Багаутдинова предлагает взглянуть под другим углом – как это устроено, не говоря уже о допуске в такие закрытые для простых смертных объекты, как Дом Наркомфина или башня Киевского вокзала.

«Москва глазами инженера» победила на КИвО-2015. При чем здесь образование? Очень просто: образование играет серьезную роль в проекте, поскольку, по словам Айрата, «мы начинали с лекций, затем запустили детские курсы. Сейчас каждые выходные к нам приходят больше сотни ребят. С детьми курс делится на три занятия: мы выбираем какой-то объект – например, катапульту. На первом уроке дети слушают лекцию о конструкции, на втором — изготавливают модель, у нас есть договоренность со студией 3D-печати для этих целей. На третьем мы все вместе строим объект».

Кодабра

Фото: проект «Кодабра»

В названии школы зашифрованы, видимо, «код» и «абракадабра» – что указывает на детский возраст ее слушателей. Для 2014 года, когда идея школы возникла у ее основателей Дарьи Абрамовой и Дмитрия Лоханского, сама по себе детская тема в разговоре об ИКТ была новостью для России. Это в других странах монстры типа Google или Microsoft щедро финансируют кружки маленьких программистов. Российские «монстры» предпочитают вкладываться в студентов, в лучшем случае – в старшеклассников, не задаваясь вопросом, а как развивать IT-таланты в младшем возрасте.

Дарья и Дмитрий были программистами, а не педагогами. Они сначала не очень понимали, как работать с детьми 7 – 8 лет. Шли интуитивно, отталкиваясь от интересного детям – от игр. Договаривались о классных часах в школах, начинали разговор с вопросов: «Какие игры вы любите?». Незаметно переходили к тому, как эти игры написаны. В 2015 году «Кодабра» попала в финал КИвО, а сегодня это активно растущая франшиза: девять площадок в Москве, семь российских городов и заявки о создании клубов из частных школ нескольких европейских стран.

С.Л.У.Х.

Фото: сообщество "Я тебя слышу"

Кто-то скажет: «Это всего лишь комикс». Кто-то возразит: «Это целая субкультура». А кто-то наверняка предположит, что для двух жительниц Питера, Аллы Маллабиу и Зои Бойцевой нарисовать комикс означало помочь себе и своим детям в трудной ситуации. Их дети лишены слуха с рождения. Современная медицина может решать такие проблемы, протезируя органы слуха, но не может заставить остальных детей быть достаточно терпимыми к «непохожим».

Анна и Зоя придумали серию комиксов о детях-супергероях Никите, Илье и Алене – они совершают подвиги и встают на защиту слабых. У Ильи стоит слуховой протез, Никита не слышит, Алена разговаривает языком жестов, чтобы поддержать друга. А вместе они демонстрируют сверхспособности. Как и две мамы, которые создали общественную организацию «Я тебя слышу», оказали в ней помощь более пяти тысячам детей и выиграли благодаря комиксу КИвО-2019.

На серию комиксов вдохновила компания Marvel, создавшая слабослышащего супергероя, потому что об этом попросил ребенок, который стеснялся носить слуховой аппарат. Комикс выпускается для того, чтобы слабослышащие дети не чувствовали себя изгоями, а у остальных не возникало непонимания и агрессия по отношению к ним.

Модульная лаборатория-конструктор

Фото: страница Сергея Рогозинникова в Facebook


Сегодня любой конкурс стартапов – это, в первую очередь, мобильные приложения, поэтому особенно интересно увидеть что-то «тёплое, ламповое» и не виртуальное. Такое, как чемоданчик Сергея Рогозинникова, учителя физики из поселка Шаля Свердловской области (сейчас работает в школе Первоуральска). Чемоданчик запатентован и демонстрировался в финале КИвО в 2017-м, но дорабатывается автором вот уже больше 20 лет.

Внешне это кейс с конструктором, элементы которого похожи на «Лего», проводами, лампочками и другими «мелочами»: вместе они могут моделировать различные физические явления. Набор подходит для всех видов лабораторных работ по физике, помогает готовиться к ГИА, самостоятельно работать на уроках в командах. Во многих сельских школах не осталось полноценного инвентаря для школьных лабораторий, наглядно показать нечего. Более дешевый мини-вариант лаборатории в чемоданчике – возможно, решение проблемы.

GeekTeachers

Фото: мероприятия GeekTeachers в Екатеринбурге

«Когда пытаешься представить, как будет выглядеть типичный урок в школе будущего, воображение рисует шлемы виртуальной реальности, проекцию учителя в виде голограммы или роботов из серии фильмов «Звездные войны»... Велик соблазн придать нашему

учителю характерные черты самых смелых героев научной фантастики», – с некоторой иронией писал РБК в 2018-м, когда рассказывал о проекте GeekTeachers и его основателях. В апреле 2020-го читать эти строчки жутковато. Карантин загнал школу примерно в такую ситуацию. До шлемов и голограмм учителя, конечно, прокачаться не успели, но в том, что многие из них встретили новую реальность более подготовленными – заслуга команды GeekTeachers Глеба Лихобабина, Марии Плоткиной и Арины Нуриахметовой.

Проект, попавший в число финалистов КИвО-2018, помогает учителям осваивать цифровые инструменты. Это фестивали, курсы, мастер-классы, шоу «Кабинет на прокачку» и многое другое. Авторы проекта с самого начала заявляли, что «учитель, который использует телефон только для WhatsApp и простых игр, не может критически высказываться в сторону интернета и мобильных устройств на уроке». Интересно, что среди восьми характеристик продвинутого «учителя будущего», которые давала Мария Плоткина, вторым номером шло: «Следит за здоровьем и находит время для отдыха». Золотые слова в сегодняшней «дистанционной» реальности.

И в целом про все проекты, о которых здесь сказано и не сказано, про всех, кто был отмечен жюри Конкурса инноваций в образовании можно сказать: это было приближение будущего школы. И не только школы. И не только того будущего, которое мы видим сегодня. Карантины приходят и уходят, а вдохновляющий и творческий подход остается – и будет дальше поощряться конкурсным жюри. Заявку на конкурс 2020 можно оставить здесь.