• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Аспирантура ломает границы

Коронавирус вернул границы и временно закрыл мир для студентов и молодых ученых. Но, как ни странно, он же может разрушить границы внутри самой аспирантуры. До сих пор и межнациональные аспирантуры, и общие для нескольких университетов диссертационные советы оставались редкостью. Карантин создал «идеальные» условия для того, чтобы теперь они стали мейнстримом.

Продолжаем серию экспертных прогнозов – что ждёт разные сегменты образования в эпоху «после коронавируса». Своими ожиданиями насчет будущего аспирантуры делятся Евгений Терентьев – руководитель аспирантской школы Института образования ВШЭ, и Сауле Бекова – научный сотрудник Центра социологии высшего образования.

Аспирантура меньше всего пострадала от резкого и полного перехода на «удаленку». Главные вопросы для всех сфер образования – как организовать дистанционную учёбы, а как раз учебы в аспирантуре не так много. Основной задачей аспиранта является самостоятельная работа, и в этом смысле разницы он вообще может не почувствовать. Да, есть сегменты, по которым «отмена офлайна» бьёт сильнее. Это недостаточная готовность многих научных руководителей – докторов наук, часто людей возрастных, порой технологически консервативных – выстраивать контакт с аспирантом удалённо. Пропадает и эффект академической среды, который считается «бульоном» для зарождения исследовательских идей. Не решён вопрос – как собирать теперь эмпирические данные для диссертаций.

Но, по словам Евгения Терентьева, эти минусы компенсируются плюсами. Перевод в онлайн оказался по вкусу работающим аспирантам, которых подавляющее большинство – более 90%. Необходимость «быть и тут, и там» была одним из главных препятствий в их учебе, а сейчас, судя по резко возросшей посещаемости семинаров в

онлайн, эту проблему частично удается решить. Впрочем, предупреждает Сауле Бекова, из-за сложностей во многих сферах бизнеса у работающих аспирантов может остаться еще меньше времени на науку.

Наконец-то могут появиться электронные системы обучения для аспирантуры. Ранее университеты разрабатывали такие системы только для бакалавриата и магистратуры. Аспиранты были от них отключены, но их внедрение и активное использование может сделать аспирантуру сильнее, чем в офлайн-эпоху. Аспирант тем более нуждается в системе мониторинга прогресса и контроля выполнения требований, в «точках помощи». Сегодня и промежуточная аттестация, и согласование индивидуальных планов аспирантов, и контроль их выполнения – всё это по-прежнему в офлайне, это неэффективно.

Терентьев Евгений Андреевич
Академический директор Аспирантской школы по образованию

Все три прогноза будущего аспирантуры, предложенные экспертами, связаны со сломом существующих сегодня барьеров.

  1. Развитие сетевых аспирантских программ российских и зарубежных университетов и научных центров. Запрос со стороны аспирантов велик, потому что молодых ученых интересует академическая мобильность и работа под руководством ведущих мировых ученых. 
  2. Онлайн-аспирантура, явление, которого пока нет в России. Это не то же самое, что заочная аспирантура, где начинающий исследователь предоставлен сам себе, а, скорее, наоборот – более многообразная, по сравнению с офлайн-формой, коммуникация с другими аспирантами и сотрудниками. Это позволит держать высокий уровень вовлеченности и контроля.
  3. Относительно новая форма, которая сейчас существует, но остается экзотикой – совместные диссертационные советы. В новых условиях, когда традиционные советы вынуждены начинать дистанционную работу, невозможного становится меньше. Общие советы решат проблемы целого пласта аспирантов, которые готовили диссертации в одних вузах, но вынуждены защищаться в других, потому что в alma mater не было совета по нужной специальности.

Вопрос о реформах в работе аспирантуры назрел, но это – тема для дискуссии после карантина. Сейчас нужно решить более срочные проблемы. Во-первых, это выход на предзащиту и защиту тех, кто уже закончил диссертацию. Пока нет определенности – что из процедур переводить в онлайн, а что откладывать. Во-вторых, аттестация и оценка работы тех аспирантов, которые сейчас вынуждены прервать сбор данных и лабораторную активность. Они опасаются отчислений. Вузы и научные центры должны успокоить их и объяснить, как будет решён этот вопрос.

ф