• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как школьники обманывают систему онлайн

Подростки освоились в онлайне быстрее учителей. Уже появились лайфхаки для дистанционного обучения: советы, как не делать домашку, развлечься и избежать плохих оценок. Этими способами школьники активно обмениваются в TikTok. Стажер-исследователь Центра исследований современного детства Надежда Озорнина изучила видео, чтобы рассказать о новых формах академического мошенничества.

Как школьники обманывают систему онлайн

©Пикабу

Зависание

Когда не сделал домашнюю работу или не знаешь ответ, офлайн трудно выкрутиться из ситуации. С переходом в сеть эффективным методом ухода от ответа становится «зависание». Это намеренное изображение технических проблем во время видеоурока: замирание, паузы, нечеткое или неполное проговаривание слов.
Скриншоты из аккаунтов TikTok

«Фокусы» с письменными заданиями

Значительную часть работы ученики теперь выполняют самостоятельно. Сдаются задания в электронной форме, и школьники придумывают разные способы «обмануть систему». 

а) Готовые решения

Ученик не готов выполнять задание самостоятельно и обрабатывает решения из «Готовых домашних заданий» при помощи специальных программ. Чаще всего в ход идут фоторедакторы, благодаря которым можно совместить фото решения с необходимым фоном.

Скриншоты из аккаунтов TikTok

Снимок готового решения накладывается на фотографию тетрадного листа, совмещается с ним, а затем белый фон стирается при помощи фильтров.

б) Рукописные шрифты

Многие подростки и офлайн не любили писать от руки, а дистанционно тем более не хотят это делать. Используя специальные шрифты, они накладывают напечатанный текст на сетку и в таком виде сдают преподавателю.

 Скриншоты из аккаунтов TikTok

в) Шпаргалки и второй экран

Дистанционная форма снижает учительский контроль. Теперь преподаватель в лучшем случае видит только лицо ученика. Школьники могут почти полностью отказываться от выполнения заданий на запоминание и использовать разные технические средства для их сдачи – второй экран, бумажные шпаргалки и т.д.

Скриншоты из аккаунтов TikTok

Прогул «за кадром»

Во многих школах используют видеоуроки: учитель может видеть ученика. Однако некоторые школьники прибегают к использованию «симуляторов». В частности, изменяют виртуальный фон в приложении Zoom.

Скриншоты из аккаунтов TikTok

Розыгрыш

Когда заперт дома, особенно скучаешь по шуткам и развлечениям. При этом дети понимают, что разбираются в технике лучше, чем их преподаватели. Кроме того, «удаленка» почти не позволяет педагогу наложить какие-либо санкции на ученика. Поэтому подростки придумывают разные способы подшутить. Например, дают учителю такие советы по работе в программе, которые создают технические проблемы.

Скриншоты из аккаунтов TikTok 

Мальчики чаще используют стратегии зависания и розыгрыша, а девочки – чаще хитрят с домашним заданием.

Исследователи объясняют академическое мошенничество не «неэтичностью» школьников или студентов, а рациональностью их поведения. Если в существующих условиях выгоды от честного поведения немного, а риски наказания за нечестность минимальны, люди пробуют «обойти систему».

Многообразие способов, придуманных школьниками, говорит о том, что им не очень интересны форматы, придуманные школой. Система образования оказалась в беспрецедентной ситуации, которая вызывает огромный стресс у всех вовлеченных в нее людей. Школа и учителя не могут быстро перестроиться и все вместе придумать новые форматы работы. Однако понемногу такие идеи, которые могут быть более интересны школьникам, начинают появляться (например, поиск и интерпретация мемов на исторические темы в качестве домашнего задания).

Поэтому лучшей реакцией на способы нечестного поведения будет не более строгий контроль и наказание, а поиск более увлекательных форматов, снижающих выгоду от мошенничества.