• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Депрессия – важный фактор социальных и учебных достижений»

На еженедельном вторничном семинаре заведующий Лабораторией вычислительных социальных наук Иван Смирнов представил результаты долгосрочный проекта по изучению психологического благополучия учащихся с использованием цифровых следов.

«Депрессия – важный фактор социальных и учебных достижений»

Большинство исследований в области образования посвящены академической успеваемости учащихся в то время, как значение темы психологического здоровья часто принижается. При этом доказано, что низкий уровень психологического благополучия уменьшает продуктивность человека. 50% рабочих дней, которые люди пропускают по состоянию здоровья, вызваны так или иначе стрессом и депрессией. Но об этом не принято говорить открыто – обычно причиной называют головную боль или боли в животе, так проблема депрессии остается незаметной. 

Смирнов Иван Борисович
Заведующий Лабораторией вычислительных социальных наук

Тема психологического благополучия недостаточно изучена, не только потому что ей уделяется недостаточно внимания исследователей, но и потому что ее сложно исследовать, особенно традиционными методами. 

Цифровые следы и новые методы машинного обучения позволяют частично преодолевать проблемы с исследованием темы благополучия. Появляются новые источники данных, сложные паттерны можно анализировать с помощью больших данных, моделирование позволяет предсказывать поведение сложных систем, выявлять закономерности. 

Благополучие vs депрессия

Есть много разных определений психологического благополучия. Для того, чтобы избежать выбора одного лучшего определения и работать с ним, фокус исследования был сделан на депрессии. Тема депрессии достаточно хорошо изучена, доказано ее влияние на важные жизненные исходы, кроме того, депрессия связана с социальным контекстом. 

Результаты исследования 

Анализ связи степени выраженности симптомов депрессии по результатам опросников PHQ-9 и академической успеваемости по PISA и ЕГЭ показал, что для женщин такой корреляции нет, а для мужчин – есть, и она статистически значима. Например, уровень депрессии у женщин остается примерно одинаковым, независимо от результатов читательской грамотности по PISA, в то время, как у мужчин показатель PHQ-9 возрастает. 

Предсказания по текстам постов ВКонтакте

Анализ более 3000 постов учащихся позволил определить слова-предикторы высокой и низкой успеваемости. Модель, основанная на векторном представлении слов, группирует семантические связанные слова рядом. 

Тональность и время постов

Была проанализирована тональность постов учеников школ Санкт-Петербурга на предмет наличия связи с депрессией. Корреляция составила 0,7 в зависимости от количества постов и времени их написания. После 12 часов ночи резко возрастает количество негативных постов, что подтверждают и другие исследования. Также было установлена зависимость времени последней публикации и успеваемости – более успешные ученики пишут свои посты позже. Анализ показал, чем выше успеваемость учащихся, тем больше постов позитивной тональности. Эта зависимость в большей мере выражена среди девочек.

 Сентиментный анализ и другие классификации эмоционального языка, как его понимают лингвисты и словари, слабо соответствуют психологическим моделям эмоционального состояния. Если человек использует негативную тональность в тексте – не факт, что этому есть психологическое объяснение. 

Ольга Николаевна Боголюбова 
Кандидат психологических наук, преподаватель департамента психологии университета Мальты

Еще одним выводом стало то, что у человека с малой сетью друзей, слабо связанных между собой, в 4 раза больше риск появления депрессии по сравнению с большим количеством друзей с высокой кластеризацией. 

 Люди с признаками депрессии чаще употребляют местоимения первого лица, слова в единственном числе и глаголы в прошедшем времени. 

Наталья Владимировна Кисельникова
Кандидат психологических наук, заместитель директора по научно-организационному развитию, заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО 

Презентация И.Б.Смирнова для семинара (PDF, 5.16 Мб)