• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

QuaranTeens

Правда ли, что «цифровым аборигенам» легче в онлайне, чем в стенах школы? Что их беспокоит и что они узнали о себе и школе? Подростки рассказывают об этом сами: Центр исследований современного детства ВШЭ открывает серию материалов о «новой жизни» в условиях закрытия школ и социальной изоляции. Аналитики центра обобщили интервью с семью школьниками от 14 до 17 лет из Москвы, Московской и Свердловской областей. Двое из них живут в небольших населённых пунктах, остальные – в крупных городах.

QuaranTeens

Встретились с беспомощностью взрослых

Подростки отмечали, что школы были не готовы и педагогам потребовалось время на освоение онлайн-платформ – проблемы решались медленно. Такая неопределенность и беспомощность старших удивила подростков. Это опыт, нетипичный для их возраста. 

«Не могли найти платформу, где заниматься...Первый учебный день провалился, потому что начали на такой платформе, где учителя не могли зайти и урок вести» (15 лет, Москва)

«Я ничего особо не делал, пока они там с расписанием не определились. Это недели две было. Батя сказал: “Не спеши исполнять, отменят”» (17 лет, Горетово, Московская область)

Школьники получили возможность увидеть образовательный процесс со стороны и критически его оценить. Особенно в семьях с несколькими детьми, которые учатся в разных школах: дети сравнивали свой опыт.

Технические проблемы «цифровых аборигенов»

То, что дети «на ты» с мобильными устройствами, не сделало их работу в онлайне безупречной. Сложности, на которые жалуются школьники: плохое интернет-соединение, отсутствие программного обеспечения, проблемы с технической подготовкой учителей, самих школьников и их родителей. Во многих семьях электронных устройств меньше, чем членов семьи.

«У нас постоянно какие-то проблемы, у кого-то пропадает звук, у кого-то нет микрофона. Я каждый раз как тупая, потому что у меня Zoom глючит, и мне приходится из него выходить и снова возвращаться» (14 лет, Москва)

Когда эти проблемы не удается решить оперативно, подростки общаются с учителями в переписке или по телефону. Вероятно, осознание того, что с учителем возможен прямой диалог на равных, поможет сохранить его и после ослабления карантинных мер.

«У меня по информатике не было нужной программы для проделывания задания – списалась с учительницей, и мне просто поменяли задание» (17 лет, Екатеринбург)

Слишком много платформ

В школах, где учатся наши собеседники, нет общей платформы для всех учителей. В школах крупных городов чаще используют Zoom, электронную почту, Google-classroom, Webinar, Discord, чаты в WhatsApp и Вконтакте, Microsoft teams, МЭШ. Школьники рассказали, что все эти платформы задействованы одновременно разными предметниками. 

«Используют и ВК, и зум, и что только не используют – всё зависит от удобства учителя. Кому-то неудобно проводить лекции по видеосвязи, кому-то вполне себе комфортно, например, по математике и литературе у нас идут онлайн-лекции». (17 лет, Екатеринбург)

В маленьких населенных пунктах школы только частично перешли в онлайн-формат – задания по некоторым предметам выдают на руки в здании школы. 

«Просто кладут по папкам и сообщения пишут - типа, приходи, забирай» (17 лет, Горетово, Московская область)

«Уроки делаю весь день»

Времени на уроки стало уходить больше. Одна из причин – по некоторым предметам классная работа становится домашней, поскольку учителя отправляют задания ученикам для самостоятельного изучения и выполнения. 

«Такое ощущение, что этими задачами учитель замещает урок, который мог бы быть у нас в школе. Плюс еще домашнее задание». (14 лет, Москва)

Учеба и отдых теперь проходят в одном пространстве, снижается степень преподавательского контроля за учеником. Это приводит к тому, что школьник отвлекается на другие дела.

«Такое ощущение, как будто я делаю уроки весь день, но при этом я постоянно отвлекаюсь на что-то вроде фанфиков, сериальчиков». (14 лет, Москва)

Задача по регуляции расписания, режима, распределению усилий, тайм-менеджменту – все это от школы с ее звонками и правилами поведения перешло к школьнику. Вероятно, лучше с этой задачей справляются подростки с хорошо развитыми навыками самоорганизации и внутренней мотивацией, чем те, кто опирался на внешние рамки, задаваемые школьной территорией и учителями.

«Когда я совсем наглею…»

Школьникам нужно осваивать новые компьютерные программы, решать технические проблемы, справляться с тревогой и раздражением из-за постоянного нахождения дома, удерживаться от привлекательных альтернатив – игр, сериалов – и в то же время не отвлекаться на домашние обязанности, разговоры с родителями и другими членами семьи.

Всех подростков, с которыми мы разговаривали, можно разделить на две группы. Одни справляются с этими проблемами относительно легко. Отмечают, что их мотивация к учебе не изменилась, им легко придерживаться созданного ими самими распорядка дня, они стали эффективнее тратить время и больше успевать.

«Моя мотивация осталась такой же. Потому что я понимаю, что моя учеба важна для меня, и несколько дней экзаменов определят всю мою жизнь». (17 лет, Михайловск, Свердловская область)

У другой группы возникают проблемы с мотивацией: им сложно себя организовать, им кажется, что время проходит впустую. В этом случае важную роль играет поведение родителей.

«Когда я совсем наглею и начинаю слишком много отвлекаться, мама меня ругает, чем мотивирует меня перестать отвлекаться… Они не будут смотреть со мной никакие фильмы, пока я не сделаю уроки». (14 лет, Москва)

На основании кейс-стадии нельзя оценить, насколько распространены проблемы с учебной мотивацией. Также пока сложно оценить причины и факторы риска. Но вероятно, что одна из главных сложностей, с которой сталкиваются подростки, а навыки саморегуляции и самообучения – одни из самых ценных приобретений в онлайне. Это должны учесть учителя и разработчики образовательных продуктов.

«Карантин – это лучшее, что случилось со мной жизни»

Подростки рассказали о том, что считают минусами и плюсами дистанта. Трудности в основном связаны с объемом работы и непривычным форматом обучения.

«Скажу так – учиться на хорошие оценки легче, а учиться в принципе сложнее, потому что загрузка стала больше из-за того, что задают много заданий. Непривычность формата – вообще что-то новое, необычное и неизведанное еще». (17 лет, Екатеринбург)

Несколько респондентов, однако, говорят, что считали свое очное обучение неэффективным и рады свободе выбора – чем и когда заниматься. У них появилось больше времени на сон, самообучение, занятия спортом и другие интересные им дела. 

«Рад, что можно спокойно сидеть и выполнять задания, никто тебя не подгоняет, не орет». (17 лет, Михайловск, Свердловская область)

«Хорошо, что можно в школу не ходить, потому что там время теряешь на всякую фигню, не изображать, как мне все очень нравится. Сейчас я делаю задания – получаю оценки, и они даже исправились». (17 лет, Горетово, Московская область)

«Теперь я могу не слушать 45 минут то, что не понял другой ученик, а могу это сам прочитать, запомнить, сделать самостоятельно работу и потом сдавать». (14 лет, Москва)

«Теперь я успеваю с утра бегать, давно хотел». (17 лет, Горетово, Московская область)

«Карантин – это самое лучшее, что случается со мной в жизни. Не надо никуда ходить, ничего, ну, делать надо, но это все можно сделать, не выходя из дома, не нужно общаться с людьми, с которыми я общаться не хочу. Это просто потрясающе». (14 лет, Москва)

«В зуме можно выключить камеру и завтракать на уроке». (15 лет, Москва)

Переживают из-за выпускного, а не ЕГЭ

Министерство просвещения заявило о переносе сроков проведения ЕГЭ с 25 мая на 8 июня, ОГЭ – на 9 июня. Экзамен – это болезненная тема для школьников, источник стресса, однако к переносу они отнеслись относительно спокойно. 

«К переносу я отношусь позитивно, потому что у меня будет больше времени на подготовку». (17 лет, Михайловск, Свердловская область)

В большей степени школьников волнует перенос последних звонков, выпускных и летних планов. Выпускной – ритуальное завершение школьного обучения, социальный переход в новый статус выпускника, маркер взрослости – значимое для подростков событие, которое отменено в силу обстоятельств.

«Печально только то, что накрылся наш выпускной... Мы к нему готовились с сентября, но, видимо, все это было зря». (17 лет, Михайловск, Свердловская область)

Можно предполагать, что для выпускников этого года школа может остаться «незавершенным гештальтом», и, может быть, им понадобится какое-то другое символическое действие, чтобы почувствовать себя повзрослевшими.

Надо переосмыслить школу

Нынешний вызов потребовал от многих изменить привычное поведение, связанное с образованием. Школьники столкнулись с тем, что им необходимы навыки самоорганизации, тайм-менеджмента, целенаправленного поведения. Те, кто уже приобрел эти навыки раньше – оказались в выигрыше.
Те, чью учебу регулировали в первую очередь звонки, отметки, разработанные учителем правила – столкнулись с большим количеством сложностей, необходимостью заставлять себя учиться. Им надо критически переосмыслить образования и найти в нем своих собственные смыслы и ценности. Те, кому это удастся, станут более зрелыми и осознанными.

Надежда Озорнина, Полина Ефимова, Николь Тимошенко — стажеры Центра исследований современного детства,
Александра Бочавер — научный сотрудник Центра исследований современного детства.