• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Наш «Школьный Барометр» побил европейские рекорды

Россия оказалась самой активной участницей «Школьного Барометра» – международного проекта, запущенного в Швейцарии. Исследователи измеряли самочувствие участников образовательных отношений  в онлайн-школе в нескольких европейских государствах, анкетировали учеников, учителей, управленцев, чиновников и родителей. Последние оказались наиболее активными: в России анкеты родителей составили около половины от общего числа, похожая картина – и в других странах. Всего за две недели эксперты Института образования НИУ ВШЭ при содействии  их коллег из разных организаций и регионов собрали более 70 тысяч анкет. Это абсолютный рекорд «барометра» – больше, чем собрано в Австрии, Германии, Франции и Швейцарии вместе взятых. Такая база данных поможет не только увидеть весь спектр мнений и проблем школы в онлайне, но и наметить первые очертания школы завтрашнего дня.

«Барометр» был задуман как возможность донести свое видение о происходящем в школе для всех – не только для педагогов. Пять анкет, составленных консорциумом World Education Leadership Symposium, в который входит Инобр, позволяют взглянуть на одни и те же проблемы с разных точек зрения, дать более точные рекомендации и учителям, и управленцам, понять – школы России и Европы переживают этот период одинаково или по-разному? 

От того, в какой степени национальные системы образования вместе будут искать оптимальные пути трансформации школ, зависит и судьба единого европейского образовательного пространства, и степень изоляции от него систем образования отдельных стран.

На призыв команды Инобра участвовать в проекте и распространять анкеты откликнулись сотни коллег – вузы, ассоциации, региональные органы образования, ассоциации, директора школ и учителя. По мнению научного сотрудника Института образования Натальи Исаевой, при этом нет ничего удивительного в том, что активнее отвечали родители, а не профессиональное сообщество. 

С уходом школы в онлайн именно они попали в абсолютно новую ситуацию. У учителей и школьников изменился формат работы, а родители приняли на себя принципиально новую роль – прежде они никогда не были так погружены и вовлечены в образование своих детей. Им было, чем поделиться после первого месяца онлайна.

Исаева Наталья Витальевна
научный сотрудник Института образования

По словам Натальи Исаевой, это исследование не является репрезентативным для всей страны, но за счет массива собранных данных оно  позволит увидеть максимальный спектр существующих мнений, а также сформулировать гипотезы для дальнейшего более глубокого анализа. 

В некоторых регионах, где в распространение анкеты включились органы управления образованием и другие институции, получен достаточный для анализа материал. Команда «барометра» готова подготовить по этим регионам аналитику по запросу.

С российскими анкетами начали работать и в Инобре, и в головном офисе проекта в Университете Цуга (Швейцария). Первые итоги «замеров» Институт образования планирует представить на Московском международном салоне образования, который пройдет 28 – 30 мая.  

«Школьный барометр» в России состоялся благодаря тому, что в работу активно включилось профессиональное сообщество. Спасибо нашим друзьям и коллегам за помощь и поддержку. Благодарим:

  • Отдел информационно-аналитической работы Министерства образования и науки Республики Башкортостан;
  • Федеральный институт развития образования РАНХиГС;
  • Школу педагогики Дальневосточного федерального университета;
  • Московский городской педагогический университет;
  • Академию постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург);
  • Центр оценки качества образования и информационных технологий (Санкт-Петербург);
  • Псковский государственный университет;
  • Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;
  • Центр комплексных социологических исследований КГПУ им. Астафьева;
  • Красноярский Институт практик развития;
  • Московский международный салон образования (ММСО);
  • Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»;
  • Команду программы «Учитель для России»;
  • Межрегиональную тьюторскую ассоциацию России;
  • Всероссийскую ассоциацию учителей истории и обществознания;
  • Ассоциацию специалистов развивающего обучения «МАРО»;
  • Издательскую фирму «Сентябрь» и ее проект «Директория»;
  • Антикризисный спецпроект#сбитькорону журнала «Образовательная политика»;
  • Директоров и сотрудников школ Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска – и многих, многих других.

Спасибо нашим коллегам из разных подразделений Вышки – управления общего образования, проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании факультета коммуникаций, медиа и дизайна, Лицея НИУ ВШЭ, филиалов Вышки в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

В проекте приняли активное участие студенты, преподаватели и выпускники магистерских программ «Управление образованием», «Педагогическое образование» и сотрудники Института образования.