• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Настроение в школе посчитают со швейцарской точностью

Выгорают ли учителя? Как влияют на них «онлайн-потрясения»? Это все чаще становится темой дискуссий, замеров и исследований. Но теперь о самочувствии школы расскажет принципиально новый инструмент. И каждый из вас может принять в этом участие – донести свое видение ситуации в школе, независимо от того – учите вы или учитесь. Здесь важен голос каждого.

Настроение в школе посчитают со швейцарской точностью

«Школьный барометр» интересен тем, что измеряет «самочувствие» не только педагогов. Какой опыт проживают в новой ситуации директора школ, руководители органов образования, сотрудники организаций дополнительного профобразования? Что хотят рассказать родители и сами дети? Это впервые сводится в единый комплекс данных. 

Разработали и апробировали барометр в Швейцарии. Сегодня комплекс из пяти анкет ходит по школам многих стран – он переведен с немецкого на английский и французский языки. Теперь и на русский. В России «провайдер» измерений – Институт образования НИУ ВШЭ. Вот уже три года Инобр участвует в Консорциуме, созданном на базе Университета Цуга по инициативе профессора Стефана Хьюбера, исследователя лидерства в образовании. Большой международный проект по изучению практик управления школами зазвучал по-новому, когда из-за пандемии коронавируса все ушли в онлайн.

Главное отличие от всех исследований, которые сегодня проводятся – охват всех участников образовательного процесса, начиная от самого ученика заканчивая чиновниками и местными институтами повышения квалификации. Главным образом мы изучаем опыт проживания ситуации самоизоляции и закрытия школ: в России нет подобных исследований для управленцев в сфере образования. Эмоциональное, психологическое состояние, практики педагогов и директоров, организация быта в семьях: анкеты охватывают самые разные сферы.

Исаева Наталья Витальевна
научный сотрудник Института образования

Благодаря анкете можно узнать не только о новых практиках, но и взглянуть на одни и ту же проблемы с разных позиций. Возможно, какие-то практики кажутся учителям неудачами, а детям – наоборот, и они готовы поддержать педагогов. Это помогает выработать системный, всесторонний взгляд на проблемы, и дать более точные рекомендации и учителям, и управленцам. Также универсальность анкет позволит сравнить ситуацию в России с и другими странами: мы переживаем один кризис или разные?

Команда Инобра, как и их коллеги из Швейцарии из других стран, сознательно отказались от каких-либо «целевых показателей» охвата анкетами и навязывания тестирования школам.
«Мы понимаем, что администрация школ и педагоги и так перегружены», – подчеркивает Наталья Исаева. Поэтому ответы на вопросы «барометра» – дело сугубо добровольное, но желательное, потому что результаты исследования, прежде всего, помогут самой школе. Институт приглашает коллег, педагогические коллективы, отдельных учителей, директоров, семьи потратить 15 минут своего времени на анкету. 

 Из девяти миллионов австрийцев на просьбу консорциуме откликнулись несколько тысяч человек, в то время как в 145-миллионной России – несколько сотен. А ведь это наш профессиональный и семейный долг. 

 Команда Инобра планирует в течение двух недель собрать данные в России и через месяц предложить аналитические материалы, основанные на данных «барометра». На основе данных, которые будут переданы в штаб-квартиру консорциума в Швейцарии, появится позже и межстрановая аналитика.

 

Пожалуйста, не проходите мимо проблем школы – помогите исследователям увидеть их, чтобы искать пути решения. Опыт педагога, управленца, родителя – любая обратная связь здесь будет ценной.
Выберите «свою» анкету по ссылке, ответьте на несложные вопросы – и это поможет понять «болевые точки» системы образования.