• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Ведь недаром онлайну школа отдана?

Ущерб от любого бедствия можно подсчитать. Но если это не материальные потери, а «скрытый» урон в образовании школьников? Он еще опаснее, потому что имеет отложенное значение. Ведет к неуспешности во взрослом возрасте и наносит удар по человеческому капиталу. Важно спрогнозировать его и планировать антикризисные меры, возможно уже на лето и на новый учебный год. Центр общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ представил обзор возможных вариантов оценки ущерба, который нанесло качеству образования закрытие школ, и мер, позволяющих его снизить. Доклад «Потери в обучении из-за пандемии Covid-2019: прогнозирование и поиск способов компенсации» вышел в серии «Современная аналитика образования Express».

Ведь недаром онлайну школа отдана?

Коронавирусный карантин может стоить школьникам от 25 до 50% знаний, накопленных за учебный год, а для начальной школы процент может быть еще выше. Эксперты называют эти цифры, опираясь на несколько методик. Есть исследования, которые позволяют оценить, сколько ученики забывают после летних каникул. Есть работы, где оценивались отложенные последствия форс-мажоров в разных странах — наводнений, снегопадов и даже забастовок учителей. Но у двухмесячного перехода в дистант своя специфика: он почти не повредил одним и особенно больно ударил по другим.

В крупных городах и для учеников из более обеспеченных семей онлайн-учеба могла вообще не привести к потерям. Но, по подсчетам ВШЭ, почти четверть российских школьников к началу пандемии не имели доступа к онлайну. В селах их доля достигает трети, а в некоторых регионах – и половины. Образовательное неравенство усилится. Что делать?

Эксперты предлагают несколько  возможных решений, чтобы адресно «вытянуть» наиболее пострадавших. Если эпидемиологическая ситуация позволит, то  следует организовать «летние школы» для уязвимых групп детей, где изучение предметов будет сочетается с развивающими занятиями. С  началом же  учебного года можно создать для учеников одной параллели группы с гибким составом для дополнительных занятий. Понадобится и адресная поддержка со стороны школьных психологов. Чтобы понять, какие есть пробелы и чем помогать, нужно, конечно, провести диагностику. Но это ни в коем случае не должны быть традиционные мониторинги, проверки, результаты которых отражаются в рейтингах или влияют на бюджет школ.  

Всё это требует дополнительных расходов, включая доплаты учителям. Но пандемия – тот самый случай, ради которого можно перераспределить ресурсы нацпроекта «Образование». Иначе нам не выполнить его цель – войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.


Читать и скачать текст доклада