• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Китай заинтересовало академическое превосходство

Как создать мощный исследовательский университет — мировые эксперты рассказали китайским коллегам. В Шанхае издан перевод книги «Ускоренные университеты. Идеи и деньги объединяются, чтобы построить академическое превосходство». Ее авторы — известные ученые Филипп Альтбах, Лиз Райсберг, Джамил Салми и Исак Фрумин. Они разбирают кейсы восьми молодых университетов, которые быстро заняли топовые позиции в национальных и международных рейтингах. В их числе – Высшая школа экономики.

В каждом случае университет создавался “с нуля”. Это происходило, в том числе, в странах с сильными университетскими традициями. Ученые говорят о феномене негативного влияния богатой академической культуры на развитие инноваций. Новые вузы оказались центрами академической мобильности, свободной дискуссии, экспериментов и оригинальных решений. Это стало одной из составляющих их успеха. По словам Исака Фрумина, исследования пути “молодых университетов” могут быть интересны не только управленческим и научным командам, создающим научные школы, но и “устоявшимся, известным, уверенным в себе вузам с традициями. Для них это может стать источником внутреннего беспокойства: только оно может привести к новому шагу в развитии”. 

В Китае, где выходит книга, активно развивается система высшего образования — в том числе сегмент исследовательских университетов. Об этом писал в недавней статье Филипп Альтбах: китайские студенты все больше переориентируются с западных вузов на новые университеты в своей стране. Китай постепенно становится страной не экспорта, а импорта студентов — прежде всего, из Азии, — поэтому интерес к опыту других стран здесь высок.  

Перевод выпустил Шанхайский университет Цзяотун, один из крупнейших исследовательских вузов, входящий в «лигу С-9» – альянс самых влиятельных университетов КНР.