Гифки лучше, чем нотации: психологи о том, как подготовить класс к ЕГЭ
Считанные недели до экзамена: что делать учителю после месяцев вынужденного онлайна? Советы дают Кристина Любицкая и Анастасия Нисская — научные сотрудники Центра исследований современного детства ВШЭ. Опыт дистанта многих запутал — когда учеба, а когда личное время. Готовятся день и ночь, переутомляются, вредят своему здоровью и снижают шансы на успех. Задача учителя — мягко, без нравоучения, напомнить про режим дня. Кроме «биологического» есть и психологическое основание: предсказуемость помогает притушить тревогу.
Можно напомнить, что мозг устраивает «перезагрузку» в 10 – 12 часов вечера. Если спать в это время, а не ложиться под утро, это обеспечит хорошее самочувствие, настроение и силы. Не только для занятий: в жизни много интересного, например, хобби и общение с друзьями.
Общаясь с родителями, важно стать для них союзником, достоверным источником информации по всем вопросам, связанным с экзаменами. Нужно объяснить — нужны паузы, тем более, если появилась возможность двигаться и общаться с друзьями «живьём». Если ребенок перестал справляться с той нагрузкой, которая раньше не была проблемой, это может быть признаком стресса. Симптомами могут быть изменения веса, аппетита, режима сна.
В общении с классом давайте правильную установку на экзамен. Покажите, что вы хорошо знаете «кухню» ЕГЭ, поищите лайфхаки, даже какие-то неожиданные или забавные подробности. Ведь это не ЧП и не конец света. Это событие, которое повторяется каждый год. Подростку оно может дать опыт преодоления трудности, достижения целей.
Результат подростков во многом зависит от того, что транслируют взрослые. Не позволяйте усомниться в том, что вы верите в своих учеников. Спокойная убежденность действует лучше всего.
Вспомните вместе с детьми, какие испытания, экзамены уже приходилось проходить. Может быть, это и не связано с учебой: какие-то памятные всем моменты, когда все волновались, но всё закончилось хорошо. Вообще, больше говорите о достижениях: пусть ученики начнут не только приводить примеры — когда и как преодолели проблемы, но и смогут оценить успехи друг друга, похвалить. В их возрасте мнение сверстников — самый главный ориентир.
Главное — позитивный эмоциональный настрой. Иногда даже гифки и неформальная болтовня в классном чате могут вернуть силы и присутствие духа. Но и советы авторитетного для класса педагога тоже важны: рекомендуйте детям и родителям постоянно замерять время, которое уходит на экзаменационные задачи. Научить планировать время на экзамене — то, что учитель может сделать дистанционно.