Образовательные кредиты помогут сохранить доступность обучения в вузах в условиях пандемии
Образовательные кредиты с господдержкой способствуют восстановлению миссии высшего образования как системного социального лифта. Такая программа особенно важна сегодня, когда кризис ударил по доходам граждан. Об этом говорили на онлайн-конференции по образовательному кредитованию, организованной Институтом образования ВШЭ.
Президент Владимир Путин поручил к 15 августа подготовить предложения о снижении ставок по образовательным кредитам до 3% годовых. Также планируется увеличить период отсрочки выплаты по таким кредитам и размеры налоговых вычетов. Перспективы образовательного кредитования обсудили на онлайн-конференции, организованной Институтом образования ВШЭ.
Как отметил модератор конференции, заведующий лабораторией медиакоммуникаций в образовании ВШЭ Александр Милкус, это уже четвертая попытка ввести в стране образовательные кредиты. Предыдущие оказались не очень удачными, но теперь есть вероятность, что эффект будет.
По мнению заслуженного профессора ВШЭ Ирины Абанкиной, возможность получения образовательного кредита с государственной поддержкой важна для восстановления миссии высшего образования как системного социального лифта. Требования семей к качеству образования растут, а кредит дает возможность получать востребованные специальности в ведущих вузах. Преимущество образовательного кредитования – не только низкие ставки и отсутствие первоначального взноса, но и отсутствие угрозы имуществу, которая характерна для потребительского кредита. Можно взять кредит не только на оплату учебы, но и на сопутствующие расходы, включая аренду жилья.
Ректоры вузов к образовательному кредитованию относятся позитивно. Инна Шевченко, ректор Южного федерального университета, убеждена, что кредиты позволят сохранить доступность высшего образования в условиях пандемии. Если студент берет кредит, то растет его ответственность перед семьей, системой образования и самим собой, считает она. Ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал сообщил, что за последние два года в его вузе лишь девять человек воспользовались образовательным кредитом, при том что на платных местах учатся многие. Но в апреле-мае этого года у студентов увеличилась дебиторская задолженность перед университетом, и администрация предложила вернуться к вопросу о кредитовании.
В свою очередь, доцент факультета экономических наук ВШЭ, эксперт по финансовой грамотности Антон Табах говорит, что образовательный кредит не только способствует развитию экономики и реализации мечты молодых людей, но и, как любой другой кредит, несет в себе определенные риски. Так что при развитии кредитования нужно учитывать факторы, связанные с финансовым поведением и финансовой грамотностью людей. «Американский опыт показывает, что люди готовы платить за мечту, но потом оказываются на бобах», – напомнил эксперт.
Михаил Алашкевич, старший вице-президент госкорпорации развития ВЭБ.РФ, считает, что пока объем образовательных кредитов незначительный. Нужны другие масштабы, чтобы они стали интересны банкам, которые смогут сэкономить на операционных издержках. Вопрос о том, насколько кредит даже с низкой ставкой заинтересует семьи, остается открытым. По мнению Михаила Алашкевича, интерес может вырасти, если студентам, взявшим кредит и продемонстрировавшим высокие результаты в учебе, государство начнет выделять гранты, которые компенсируют и сам кредит, и проценты.
Недостаточный спрос на этот продукт обусловлен слабой информационной поддержкой, отмечает со своей стороны Наталья Калинина, директор управления прямых продаж московского Сбербанка.
Надо больше рассказывать об этой теме, чтобы ребята и их родители узнали об образовательных кредитах, и тогда общество получит больше людей с высшим образованием
На сегодняшний день образовательный кредит в Сбербанке можно взять под 8,71% годовых, оставшуюся часть расходов банку компенсирует государство. Пока что интерес Сбербанка к развитию образовательного кредитования обусловлен, прежде всего, возможностью привлечения экономически активных клиентов, которые в течение жизни наверняка воспользуются и другими банковскими продуктами.
В завершение дискуссии Александр Милкус выразил надежду, что абитуриенты этого года все же смогут получать кредиты по новым правилам, и поручение президента страны окажется выполненным в полном объеме.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Директор Института образования
Милкус Александр Борисович
Заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании
Табах Антон Валерьевич
Департамент прикладной экономики: Доцент