• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Дело рук самих утопающих

Внешкольное образование по всему миру переживает похожие проблемы: из-за пандемии у государства «не дошли руки» ни до поддержки, ни до организации учебы в дистанте. Это происходит и в Америке, и в Европе, и в Африке. Правительства спасают школу. Дополнительному образованию внимания и ресурсов практически не достается. Тем более, в отличие от России, это почти целиком коммерческий сектор. Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Иван Иванов сравнил, как похожие проблемы решают во многих странах.

Дело рук самих утопающих

Повезло тем, где дело взяли в свои руки профессиональные ассоциации. Так, в США, несмотря на молчание властей, организации во многих штатах начали работать по инструкциям «Внешкольной Ассоциации» (Afterschool Alliance). Она предложила сохранить зарплату педагогам и переориентироваться на так называемую «общую поддержку» (general care): предлагать ученикам художественные конкурсы, физические упражнения и, прежде всего, общение.

Почти 80% американских секций и кружков сосредоточились на том, чтобы «оставаться на связи», в ходу также термин belonging (принадлежность) – сохранение лояльности участников программ. Более конкретные меры поддержки – детям из группы риска, например, тем, для кого есть опасность домашнего насилия. Больше трети американских внешкольных организаций заявляют, что они стали «местом питания» для тех воспитанников, кто в этом нуждается, и оказывают им прочую материальную помощь.

Европейская комиссия выпустила список программ и проектов, которые можно использовать для самостоятельного продолжения в онлайн. Все они созданы на гранты ЕС. Другой господдержки не предусмотрено. В ряде африканских стран деньги, которые выделялись на образовательные программы, в том числе внешкольные, перенаправлены на прямые выплаты семьям. На них можно купить устройства и программное обеспечение, чтобы дальше заниматься самостоятельно.

Главными рисками и вызовами для сектора внешкольного образования стали незащищенность и «необязательность» внешкольных занятий, права на доступ к которым гарантировалось бы государством. Нарушение системной деятельности отразилось не только на реализации программ, но и на социальной защите педагогов и сотрудников. Там, где не было сильных профессиональных сообществ с финансовой базой и лоббистским потенциалом, внешкольное образование остановилось или свелось к минимуму – социальной и эмоциональной поддержке воспитанников.

Иванов Иван Юрьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Аналитик

 Чтобы прогнозировать будущее внешкольного сектора, нужно оценить, какова потребность в нем в условиях карантина. Его услуги, в основном, платные, и спрос на них может существенно меняться из-за пандемии и кризисных явлений.

 

Доклад «Временно недоступен: вынужденная пауза зарубежных провайдеров внешкольного образования у детей» опубликован в последнем выпуске «коронавирусного» аналитического бюллетеня ВШЭ.