• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Инноваторы смягчают «вирусный» удар по образованию

Пандемия мобилизовала всех, кто связан со школой – в том числе «изобретателей» в образовании. Сами находчивые педагоги, бизнесмены и программисты взялись за дело, чтобы адаптировать школу для жизни в онлайне. Их проекты обсуждались на летней школе Инобра «Инновации в образовании». Рассказываем о некоторых из них.

Команда проекта «Онлайн-Розетка»

Команда проекта «Онлайн-Розетка»

Взрослым вход воспрещен  

«Часто школьник остается один на один с проблемами по учебе, которые накапливаются», — констатируют авторы проекта Tensy. Команда из Питера придумала платформу, где вопросы по учебе можно задавать другим ученикам — старшеклассникам и выпускникам. Обращаться за помощью в любое время суток и получать от наставников-ровесников не просто ответ, а полноценный онлайн-урок. Для этого придуманы все инструменты: от доски для рисования до сервиса видеозвонков. Наставник подбирается в течение нескольких минут, это гораздо дешевле репетитора, к тому же — подросткам легче понять друг друга.

Спасти рядового учителя

Сразу несколько проектов на летней школе нацелены на помощь учителю. Педагог делится знаниями, энергией, но сам нуждается в эмоциональной поддержке. Команда проекта «Супер!Классный» создает электронную площадку анонимной психологической помощи педагогам. На ней учителя смогут делиться своими трудностями, а отвечать им будет специалист-психолог, который поможет избежать выгорания.

Педагоги могут собраться и на «Онлайн-Розетку» — ее команда представила формат интенсива, в котором нет ни спикеров, ни готовых презентаций. «Розетка» начинается с того, что учителя в дискуссии сами формулируют проблемы, которые хотят обсудить, за этим следует двухдневный микс форматов, включающий мозговой штурм, ярмарку идей и обмен практиками.

Оказалось, что существующие образовательные платформы не рассчитаны на развивающее обучение по системе Эльконина-Давыдова. Команда «Сетевая школа РО» создала специальную платформу, где лекции, контрольные и домашки заменены формами проектных и индивидуальных работ. Стартап уже собрал вокруг себя педагогов 38 классов из 18 городов России. 

Офлайну тут не место

Когда началась пандемия, педагоги из детского технопарка поселка Белый Яр под Сургутом обнаружили, что доступные им платформы для дистанционной работы с детьми не годятся. Те немногие, которые подходили для занятий технической направленности, были или слишком дороги, или заполнены устаревшим контентом. Так у белоярских школьников появилась своя платформа “Технопарк.Online”, главная особенность  которой — доступность для всех. На платформу привлекают профессионалов-практиков и педагогов со всей страны: они делятся разработками, могут получать вознаграждение за свои знания и труды, набирают рейтинги и дают ученикам полноценную обратную связь.   

Петербургский проект «Learn Braille» подсказывает, как продолжать учить читать детей с потерей зрения. Это приложение для Android и дополнительные материалы, которые позволяют учиться шрифту Брайля в домашних условиях – либо самому, либо с инструктором через Skype или Zoom. Похожие приложения уже есть, но ни одного на русском языке, а главное — они не развивают тактильность. Незрячий учит расположение точек, но не может читать пальцами. Одна из «фишек» питерского стартапа — комплекты рельефных карточек с QR-кодами, чтобы читать текст и проверять себя с помощью смартфона.


В летней школе участвовали 31 проект. Из-за онлайн-формата и разницы часовых поясов традиционный недельный интенсив растянулся на 3 недели ежедневных онлайн-встреч. Пришлось поломать голову, как снять в таком формате эффект «digital-одиночества», как назвала это руководитель лаборатории инноваций в образовании Диана Королева: знакомить, сводить разные команды друг с другом, чтобы в будущем у них могли появляться общие проекты. Теперь инноваторам предстоит учесть ту обратную связь, которую  они услышали о своих идеях на акселераторе. Осенью 10 лучших проектов встретятся в финале Конкурса инноваторов в образовании (КИвО).