Чужая школа
Выяснилось, что директора не позиционируют себя как педагогические лидеры. Все творческие инициативы возникают только «снизу» — в самих учительских коллективах, директор в них не вникает. В вопросах образования ориентируется только на те задачи, которые ставит учредитель. Как правило, эти задачи не предполагают творчества школ, потому что связаны с выполнением неких единых норм, жесткой стандартизацией. Далее директор перепоручает выполнение инструкций своим замам и методистам.
В целом около трети своего времени руководитель школы тратит на административно-хозяйственные дела: этот пункт лидирует по всем четырем городам, где проводился опрос. Времени на то, чтобы заниматься вопросами собственно образования, уходит вдвое меньше, среднем 10-15%. Еще меньше – около 10% – директора тратят на то, чтобы общаться с учениками. Аутсайдером в их графике остается взаимодействие с местными и региональными сообществами: на это уходит 6-7% рабочего дня.
Учителя-предметники крайне редко входят в управленческие команды школ. В городах, где проводилось исследование, их доля в командах — всего 3%. ОЭСР считает тревожным показатель ниже 25%, заявляя, что это говорит о низкой вовлеченности директоров в управление коллективом. И ни в одной из 447 школ эксперты не встретили в управленческой команде представителей родителей или учеников – как это принято в школах США, Южной Кореи, Австрии и некоторых других стран.
Статью «Директора школ в мегаполисах: как они управляют образовательным процессом?» можно прочитать здесь
Ее соавторы Анатолий Каспржак и Анна Кобцева – научный и академический руководители магистратуры «Управление образованием». Программа объединяет директоров, педагогов, предпринимателей, которые намерены развивать свои школы и проекты на основе передового мирового и российского опыта. Есть возможность влиться в команду: прием документов от абитуриентов продолжается. Подробности здесь: https://www.hse.ru/ma/eduman/
Каспржак Анатолий Георгиевич
Профессор Департамента образовательных программ
Кобцева Анна Александровна
академический руководитель магистерской программы «Управление образованием»
Цатрян Марина Арменовна
Аналитик Института образования