• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Чужая школа

«Мы ничего не придумываем индивидуального – всё придумано городом за нас. Я не могу сказать, что это «моя школа», и никто из коллег не может так сказать. Эта школа принадлежит городу». Такое признание директора исследователи Инобра приводят как типичное. Анатолий Каспржак, Анна Кобцева и Марина Цатрян изучили, как руководители школьных коллективов управляют образовательным процессом. Фокус-группа – 447 директоров из четырех российских мегаполисов. Статья по итогам исследования опубликована в журнале «Образовательная политика».

Чужая школа

Выяснилось, что директора не позиционируют себя как педагогические лидеры. Все творческие инициативы возникают только «снизу» — в самих учительских коллективах, директор в них не вникает. В вопросах образования ориентируется только на те задачи, которые ставит учредитель. Как правило, эти задачи не предполагают творчества школ, потому что связаны с выполнением неких единых норм, жесткой стандартизацией. Далее директор перепоручает выполнение инструкций своим замам и методистам.

В целом около трети своего времени руководитель школы тратит на административно-хозяйственные дела: этот пункт лидирует по всем четырем городам, где проводился опрос. Времени на то, чтобы заниматься вопросами собственно образования, уходит вдвое меньше, среднем 10-15%. Еще меньше – около 10% – директора тратят на то, чтобы общаться с учениками. Аутсайдером в их графике остается взаимодействие с местными и региональными сообществами: на это уходит 6-7% рабочего дня.

Учителя-предметники крайне редко входят в управленческие команды школ. В городах, где проводилось исследование, их доля в командах — всего 3%. ОЭСР считает тревожным показатель ниже 25%, заявляя, что это говорит о низкой вовлеченности директоров в управление коллективом. И ни в одной из 447 школ эксперты не встретили в управленческой команде представителей родителей или учеников – как это принято в школах США, Южной Кореи, Австрии и некоторых других стран.

Статью «Директора школ в мегаполисах: как они управляют образовательным процессом?» можно прочитать здесь

Ее соавторы Анатолий Каспржак и Анна Кобцева – научный и академический руководители магистратуры «Управление образованием». Программа объединяет директоров, педагогов, предпринимателей, которые намерены развивать свои школы и проекты на основе передового мирового и российского опыта. Есть возможность влиться в команду: прием документов от абитуриентов продолжается. Подробности здесь: https://www.hse.ru/ma/eduman/