• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Изменениями надо управлять

Школьным директорам и их командам надо учиться управлять изменениями, без этого попытки внедрять какие-либо новые идеи и практики обречены на неудачу. Об этом пишет Борис Пивовар, студент магистерской программы «Управление образованием» Инобра и заместитель директора Лицея РАНХиГС. Он изучил, как работают в школах модели и теории из этой области менеджмента. На практике их почти не используют. Скептическое отношение школьных управленцев к тому, что изменениями можно и нужно управлять, приводит к провалу многих инноваций. Как директору изменить эту тенденцию и «переучить» свою команду? Борис Пивовар советует в статье, опубликованной в журнале «Образовательная политика».

Изменениями надо управлять

Целый комплекс причин привел к тому, что школе трудно принимать изменения. Начиная от форматов коммуникации, — традиционный педсовет мало годится для того, чтобы убедить учителей в необходимости перемен, — до специфики управленческих команд. Чаще всего директор подбирает себе комфортное окружение без «неудобных» людей, готовых спорить, а замами становятся активные учителя, у которых нет управленческих навыков.

Главные проблемы инновационных идей, которые предлагает директор,— в неумении убедить в их нужности и скрытый саботаж коллектива. Обычно идею не отторгают вслух, но желания развивать ее нет даже у того сотрудника, которого назначают ответственным исполнителем. Поскольку происходит это не по желанию, Борис Пивовар называет такого исполнителя «жертвой». В результате проект либо проваливается, либо успешен только отчасти. А коллектив только укрепляется во мнении, что всё это было затеяно зря.

Автор предлагает ряд шагов, как директору правильно собрать команду, чтобы его идеи принимались и исполнялись более успешно. Нужно учиться проектным подходам, стратегическому менеджменту и практике управления изменений. KPI для администраторов должен включать не только экономические и педагогические, но и чисто управленческие аспекты, а современный директор не может быть только «крепким хозяйственником». Подробнее – здесь.

Статья «Управление изменениями в образовании: теория и практика» опубликована в том же номере, где Анатолий Каспржак, Анна Кобцева и Марина Цатрян разбирают роль директора как педагогического лидера. В таком соседстве студента программы «Управление образованием» и ее руководителей нет ничего необычного.

 У нас учатся практики, и знания, полученные в магистратуре, помогают не только в их работе, но и в том, чтобы «упаковывать» свой опыт, предлагать такие концепции и решения, которые будут востребованы многими школами.

Кобцева Анна Александровна
академический руководитель магистерской программы «Управление образованием»

Программа «Управление образованием» продолжает набор новых студентов. Подробнее:  https://www.hse.ru/ma/eduman/