• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Инобру дорисовали ножек – получился осьминожек

«Начало учебного года пройдет под знаком маски», –  напутствовал научный руководитель Инобра Исак Фрумин новых студентов института. Первокурсники собрались на торжественную линейку: впервые ее пришлось провести в zoom. Впрочем, через несколько дней начнутся и «живые» занятия с соблюдением всех мер предосторожности. Чтобы больше узнать о новых студентах, а заодно и погрузить их в контекст того, чем занимается институт, руководители программ устроили целое «шоу с измерениями». Участники линейки рассказывали о себе через голосование с помощью гаджетов, выбирали самые интересные темы исследований и профили научных центров.

Инобру дорисовали ножек – получился осьминожек

Начали с простых измерений: оказалось, что «типичный» первокурсник этого года – психолог Екатерина из Москвы. По крайней мере, имя Екатерина оказалось самым распространенным, Москва лидировала среди родных городов, а топ-3 специальностей, полученных в бакалавриате – психология, социология и менеджмент. Среди вопросов, которые интересовали устроителей линейки – не является ли работа в образовании семейной традицией (нет, у большинства члены семьи не относятся к сфере образования) и любили ли новые студенты ходить в школу. Две трети ответили, что да – возможно, и постеснялись признаться в обратном, но соруководитель программы «Доказательное развитие образования» Ксения Романенко призвала отбросить смущение: «Я, например, не любила, и именно поэтому работаю здесь – чтобы изменить то, что не нравилось». Череда шутливых вопросов заканчивалась ассоциацией – на какое животное или предмет похож Инобр. Почему-то с большим отрывом лидировал осьминог.

Первый опыт «блиц-исследования» ждал студентов чуть позже, когда, разбившись на команды, они шерстили сайты, паблики институтских центров и лабораторий, упоминания в СМИ и статьи сотрудников. Им предстояло выбрать самое интересное для себя. Больше всего привлекают первокурсников работы Центра исследований современного детства, Лаборатории инноваций в образовании и ПУЛ «Развитие университетов». А самые интересные темы для самостоятельных исследований связаны с 4К и университетами в регионах.

Учебный год будет сложным, – предупредил Исак Фрумин: помимо необходимости ходить в масках, надо будет научиться работать и общаться в цифровой среде. Но в этой ситуации можно увидеть и достоинства.

Бывают моменты, которые исследователь ждет всю свою жизнь. Мне повезло дважды: когда в начале 90-х я увидел трансформацию образования по внешним культурным причинам, и сейчас, потому что в образовании происходит технологическая революция. Как вулканолог радуется, наблюдая за извержением, так радуемся и мы: в самом жерле вулкана будем наблюдать, как эта лава течет, этому будут посвящены диссертации многих из вас. Именно сейчас видно, что важно, а что не важно в образовании, поэтому вам ужасно повезло.

Фрумин Исак Давидович
научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ

 Учебный год начался для студентов очных программ. На очно-заочные еще продолжается набор: это магистратуры для руководителей вузов и школ – «Управление образованием», «Управление в высшем образовании» и «Цифровая трансформация образования», и программы для уже работающих учителей истории, филологии и социальных наук или тех, кто хочет ими стать. Еще есть время подать документы: подробности – здесь: https://ioe.hse.ru/masters/