• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Мы даже благодарны этой ситуации. Гибридная модель – один из вариантов развития школы»

Начало учебного года сопровождалось слухами: «Детей вот-вот отправят обратно в онлайн!». 1 сентября прошло, слухи никуда не делись, а вот офлайн заметно осложнился: школам приходится виртуозно «жонглировать» классами и педагогами, рассматривать разные сценарии будущего, а негосударственным – еще и элементарно выживать. Директора — выпускники и студенты магистерской программы «Управление образованием» — рассказали, как решают новые проблемы и чем им помог опыт дистанта.

«Мы даже благодарны этой ситуации. Гибридная модель – один из вариантов развития школы»

Татьяна Малинникова
Директор лицея № 4 города Дмитров, Московская область.

Жизнь после дистанта

Самая большая сложность – «развести потоки» на входе в школу и переменах. Для нас было непросто составить настолько гибкое расписание, потому что по проекту здания рассчитаны на 825 детей, а по факту – их вдвое больше. Да, мы, как все, используем разные входы и разное время для каждой параллели, но есть и уникальное решение: в Дмитрове введен плавающий выходной. То есть, пятые классы отдыхают в субботу и воскресенье, как и начальная школа. Шестые – в воскресенье и понедельник, седьмые – воскресенье и вторник, и так далее. У старших классов мы ввели пары, как у студентов: это тоже помогло уменьшить их перемещения по школе.

Мы даже благодарны этой ситуации, потому что попробовали ту идею гибридной модели, которую хотели «примерить» всегда. У нас был опыт работы в дистанте, потому что мы базовая школа для обучения детей-инвалидов, но интересно опробовать эту модель со всеми старшими параллелями. Понятно, что мы не рискуем с предмета основной  образовательной программы, но в будущем – возможно, это один из вариантов развития школы.

Так делают в мире, и вот эта возможность сравнивать, привычка следить за тем, что происходит не только у нас в стране, изучать и анализировать источники – то, за что я благодарна магистратуре «Управление образованием». За первый же год учебы я стала по-другому воспринимать многие вещи. Прежде всего – научилась быть внимательной к аналитике: поняла, что это важнейшая часть педагогической деятельности. Все, что мы делаем в школе, должно быть построено на правильной интерпретации данных и «научном подходе». Сравнение с опытом других, анализ, рефлексия – то, что помогает уйти от рутины.

А еще на программе я встретила ЛЮДЕЙ. Друзей, единомышленников, потрясающих Учителей. И понимание, что развитие — это жизнь, а учеба в Вышке — это развитие!  


Маргарита Бриткевич
Директор школы № 2101 города Москвы, председатель Ассоциации молодых директоров школ Москвы.

Кадры решают всё

Мы очень рады, что учебный год начался очно, потому что любые технологии не могут заменить живое общение с учителем и друг с другом. Тем не менее, мы понимаем, что эпидемиологические риски сохраняются. Поэтому надо искать решения, не всегда стандартные, чтобы их минимизировать. Например, мы разработали алгоритмы на случай, если отдельный класс уходит на карантин. Нужен оперативный переход, чтобы учитель смог один урок вести «вживую», на другой сразу переключаться на дистант, затем возвращаться в офлайн, и так далее. Возможность быстро реагировать на ситуацию – то, что должна показывать и административная команда.

Умение оперативно принимать решения, анализируя многие данные – то, что я получила на программе «Управление образованием». Сейчас это требуется постоянно: даже чтобы развести потоки детей во времени – нужно менять нагрузку педагогов, исходя из многих факторов – от количества классов до нового уровня сложности. Тем более сложная задача – если будет сочетаться онлайн и офлайн для разных классов: нужно быстро решать, какие учителя где нужнее, кто эффективнее в каком формате, кого кем можно или нельзя заменить. Для любых кадровых решений, чтобы они были полезны для детей, надо уметь анализировать.

Мы отказались от больших очных встреч внутри коллектива, поэтому еще одна важная задача – понять, как теперь будет работать наша собственная система повышения квалификации. У нас есть традиция наставничества, мы выявляем и поддерживаем лидеров среди педагогов, организуем их работу с коллегами. Все это мы привыкли делать офлайн, и перенести эту систему в дистанционный режим оказалось непростой задачей, но мы справились.


Александр Кузьмин
Директор Школы имени А.М. Горчакова, город Павловск, Санкт-Петербург.

Не кризис, а толчок к развитию

У нас некоммерческая школа – до недавнего времени проект дотировался учредителем. Но в связи с пандемией основной бизнес учредителя просел, в связи с этим финансирование школы приостановлено. Мы оказались в непростом положении, но это дало нам толчок к развитию.

Конечно, труднее, но это правильная ситуация. Невозможно вечно существовать за чей-то счет, школа должна быть жизнеспособна в любых условиях. Да, сейчас нам помогает фандрайзинг — мобилизовались наши выпускники, но главное, что начало нас выручать — расширение программ для местных жителей и «экспорт» тех решений для дистанционной учебы, которые мы разработали в пандемию. Так что ничего страшного не происходит: ситуация дала нам много новых возможностей, которыми мы воспользовались
. 

Дополнительные программы начались с летних школ «Едем на дачу!». Мы провели несколько: для подростков из самого Павловска, Пушкина, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Занимались спортом, возили на экскурсии, приглашали носителей английского для занятий, и, конечно, была печёная картошка и общение у костра. Это оказалось очень востребовано: летние лагеря были закрыты, а инфраструктура Горчаковки, рассчитанная на маленькие классы, идеально подошла под санитарные нормы. Теперь сезонных школ будет много — и осенние, и зимние, и весенние, и нацелены они будут на разные возрастные группы: познавательные занятия для детей 10-11 лет, командные проекты, построенные на общении — для 13-15 лет. Мы нащупали успешный формат и будем двигаться в этом направлении.

Помимо сезонных школ, запускаем дополнительные программы, например, по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, к первому классу.

Многое из того, что помогает нам сейчас, я получил в магистратуре Инобра. Например, знания в области маркетинга очень пригодились при запуске летних школ. Кстати, и от моих коллег по магистратуре в наши летние школы пришло много участников. Круг связей, сеть, которая сложилась вокруг программы, помогла нам создавать и онлайн-продукты: мы обменивались знаниями, вместе участвовали в конференциях, это помогло нам в таком авральном режиме собрать дистанционные курсы, получить мощный инструмент, который можно предлагать и во внешнюю среду. Сообщество, которое активно живет и развивается — думаю, одно из главных достоинств программы.



Магистерская программа «Управление образованием» заканчивает прием документов: у тех, кто хочет поступить, осталось несколько дней. Подробности здесь.