Диплома на рынке труда недостаточно
С докладом выступили сотрудники Лаборатории исследований рынка труда Сергей Рощин и Виктор Рудаков.
Работа выпускников по специальности
Переход на двухуровневую систему высшего образования изменил взгляд на взаимосвязь получаемой студентом специальности и его последующей трудовой деятельности. Широкие предметные области, изучаемые в бакалавриате, дают возможность занимать большое число различных профессиональных ниш, где могут быть востребованы полученные в университете компетенции.
Больше 2/3 выпускников вузов работают по специальности, при этом они имеют более высокую заработную плату и удовлетворенность работой. Чаще всего по профессии работают выпускники-медики, реже всего – специалисты в области сельскохозяйственных и общественных наук.
Кроме работы по специальности, сейчас растет тенденция к осуществлению трудовой деятельности выпускниками в том регионе, где было получено образование. Многие выпускники гуманитарных и социально-экономических направлений идут работать на фриланс, деятельность от которого не всегда фиксируется статистикой и относится к неформальной экономике.
Клячко Татьяна Львовна
доктор экономических наук, профессор, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС
Практически во всем мире стоит проблема именно вертикального несоответствия и неэффективность инвестиций в образование, когда выпускники вузов работают на позициях, требующих гораздо более низкий уровень квалификации. Сегодня запрос на рынке труда формируется не в виде перечня профессий, а как востребованный функционал, который может содержать сквозные компетенции, формируемые в различных предметных областях образования.
Рощин Сергей Юрьевич
Лаборатория исследований рынка труда: заведующий лабораторией
Результаты исследования
Массовизация высшего образования в России приводит к дифференции образования по качеству, и такие характеристики, как качества вуза и успеваемость имеют важное значение в размере заработной платы выпускников. Выпускники вузов из первого квартиля вузов по качеству зарабатывают на 30% больше, а для выпускников Высшей школы экономики наблюдается зарплатная премия за академическую успеваемость, но только для студентов бакалавриата.
Специалисты с высшим образованием зарабатывают, в среднем, на 67% больше, чем имеющие только школьное образование. Среднее профессиональное образование не приносит существенной отдачи на рынке труда. В целом, зарплатная премия за высшее образование по сравнению с другими уровнями образования увеличивается с накоплением стажа работы.
Самая высокая заработная плата – в Дальневосточном федеральном округе, что во многом связано с особенностями ресурсодобывающих регионов, и для того, чтобы люди там работали, необходима компенсационная надбавка. Регионы Центрального федерального округа характерны высоким уровнем трудоустройства, при этом занятость сопровождается очень низкой заработной платой.
Основные проблемы с трудоустройством наблюдаются в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, а также в национальных республиках Тыве и Бурятии. В среднем, уровень безработицы среди выпускников вузов в этих округах достигает 20%, в Ингушетии этот показатель превышает 40%.
Практически половина (48%) выпускников вузов 2017-2019 гг. получили диплом в области общественных наук, на втором месте – инженерное дело и специальности, связанные с технологиями, в этой области работает 24% выпускников. Самая высокая заработная плата – в военно-инженерных специальностях, областях, связанных с разведкой и разработкой полезных ископаемых, а также по направлению информационной безопасности.
Согласно исследованиям, «успешный» выпускник изучал естественные науки или инженерное дело, окончил вуз, не колледж, скорее всего, имеет образование уровня специалитета или магистратуры, совмещал учебу и работу, при этом работал по специальности. Студентам приходится работать, потому что сигнала от диплома на рынке труда становится недостаточно. При этом, совмещение работы и учебы является сигналом, что учиться – легко, тем самым снижает значимость диплома.
Мальцева Вера Андреевна
Центр развития навыков и профессионального образования: Научный сотрудник
Смотреть запись вебинара
Клячко Татьяна Львовна
Директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы
Мальцева Вера Андреевна
Центр развития навыков и профессионального образования: Научный сотрудник
Рощин Сергей Юрьевич
Лаборатория исследований рынка труда: заведующий лабораторией
Рудаков Виктор Николаевич
Лаборатория исследований рынка труда: старший научный сотрудник
Рудаков Виктор Николаевич
Лаборатория исследований рынка труда: старший научный сотрудник