• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Диплома на рынке труда недостаточно

О начале нового сезона торжественно объявил научный руководитель Инобра Исак Фрумин, упомянув, что с этого года традиционный вторничный семинар будет проводиться в формате вебинаров, что позволит присоединиться к обсуждению участникам со всей России.
С докладом выступили сотрудники Лаборатории исследований рынка труда Сергей Рощин и Виктор Рудаков.

Диплома на рынке труда недостаточно

Работа выпускников по специальности

Переход на двухуровневую систему высшего образования изменил взгляд на взаимосвязь получаемой студентом специальности и его последующей трудовой деятельности. Широкие предметные области, изучаемые в бакалавриате, дают возможность занимать большое число различных профессиональных ниш, где могут быть востребованы полученные в университете компетенции. 

Больше 2/3 выпускников вузов работают по специальности, при этом они имеют более высокую заработную плату и удовлетворенность работой. Чаще всего по профессии работают выпускники-медики, реже всего – специалисты в области сельскохозяйственных и общественных наук.

Рудаков Виктор Николаевич
Лаборатория исследований рынка труда: старший научный сотрудник

Кроме работы по специальности, сейчас растет тенденция к осуществлению трудовой деятельности выпускниками в том регионе, где было получено образование. Многие выпускники гуманитарных и социально-экономических направлений идут работать на фриланс, деятельность от которого не всегда фиксируется статистикой и относится к неформальной экономике.

Клячко Татьяна Львовна
доктор экономических наук, профессор, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС

Практически во всем мире стоит проблема именно вертикального несоответствия и неэффективность инвестиций в образование, когда выпускники вузов работают на позициях, требующих гораздо более низкий уровень квалификации. Сегодня запрос на рынке труда формируется не в виде перечня профессий, а как востребованный функционал, который может содержать сквозные компетенции, формируемые в различных предметных областях образования.

Рощин Сергей Юрьевич
Лаборатория исследований рынка труда: заведующий лабораторией

Результаты исследования

Массовизация высшего образования в России приводит к дифференции образования по качеству, и такие характеристики, как качества вуза и успеваемость имеют важное значение в размере заработной платы выпускников. Выпускники вузов из первого квартиля вузов по качеству зарабатывают на 30% больше, а для выпускников Высшей школы экономики наблюдается зарплатная премия за академическую успеваемость, но только для студентов бакалавриата. 

Специалисты с высшим образованием зарабатывают, в среднем, на 67% больше, чем имеющие только школьное образование. Среднее профессиональное образование не приносит существенной отдачи на рынке труда. В целом, зарплатная премия за высшее образование по сравнению с другими уровнями образования увеличивается с накоплением стажа работы. 

Самая высокая заработная плата – в Дальневосточном федеральном округе, что во многом связано с особенностями ресурсодобывающих регионов, и для того, чтобы люди там работали, необходима компенсационная надбавка. Регионы Центрального федерального округа характерны высоким уровнем трудоустройства, при этом занятость сопровождается очень низкой заработной платой. 

Основные проблемы с трудоустройством наблюдаются в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, а также в национальных республиках Тыве и Бурятии. В среднем, уровень безработицы среди выпускников вузов в этих округах достигает 20%, в Ингушетии этот показатель превышает 40%. 

Практически половина (48%) выпускников вузов 2017-2019 гг. получили диплом в области общественных наук, на втором месте – инженерное дело и специальности, связанные с технологиями, в этой области работает 24% выпускников. Самая высокая заработная плата – в военно-инженерных специальностях, областях, связанных с разведкой и разработкой полезных ископаемых, а также по направлению информационной безопасности. 

Согласно исследованиям, «успешный» выпускник изучал естественные науки или инженерное дело, окончил вуз, не колледж, скорее всего, имеет образование уровня специалитета или магистратуры, совмещал учебу и работу, при этом работал по специальности. Студентам приходится работать, потому что сигнала от диплома на рынке труда становится недостаточно. При этом, совмещение работы и учебы является сигналом, что учиться – легко, тем самым снижает значимость диплома.

Мальцева Вера Андреевна
Центр развития навыков и профессионального образования: Научный сотрудник

 Файл:YouTube full-color icon (2017).svg — Википедия Смотреть запись вебинара