• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Кружки и секции стали доступнее, но охват не «всеобщий и справедливый»

Доступность дополнительного образования выросла. Но несколько существенных проблем сохранились, — такую оценку дают эксперты Инобра в экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования. 

Кружки и секции стали доступнее, но охват не «всеобщий и справедливый»

Охват допобразованием растет уже несколько лет и  превысил 70 – 75% от общего числа школьников. Это был целевой показатель, заявленный еще в Указе Президента 2012 года.   

Однако  не может не беспокоить неравномерный охват городских и сельских детей. На селе особенно заметно, что у программ допобразования в школах нет устойчивого и прозрачного финансирования. В результате — ограниченный спектр программ, нет оборудования или оно архаичное, нет приспособленных помещений. Занятия ведут учителя-предметники:  имеющиеся ресурсы не дают возможности привлечь педагогов дополнительного образования, особенно молодых (их доля сокращается). Нужно укреплять инфраструктуру на базе школ, чтобы Россия смогла войти в топ-10 ведущих стран по качеству образования — это задача нацпроекта. Например, программы естественнонаучной направленности на базе школ могут помочь росту функциональной грамотности в области естественных наук.

Разным остается охват допобразованием в регионах. Во многих из них планка в 70% еще не преодолена. Чтобы выровнять возможности детей, нужно создавать новые места через выделение федеральных субсидий в рамках проекта «Успех каждого ребенка».

Охват растет во многом за счет роста доли платных услуг. Значит, есть риск, что дополнительное образование станет зоной воспроизводства неравенства. Одно из возможных решений — персональные сертификаты семьям учеников. Они внедряются во многих регионах, но важно  не ограничиться «раздачей», но оказать полноценную поддержку малообеспеченным семьям — помочь им выбрать программы. Для таких семей можно выделять квоты в создаваемых сегодня высокотехнологичных  «Кванториумах», IT-кубах, региональных центрах по работе с талантами.

Напомним, система поддержки и развития талантов у детей — одна из национальных целей развития России до 2030 года.

Доклад Сергея Косарецкого, Андрея Павлова, Татьяны Мерцаловой и Константин Анчиков «Дополнительное образование: изменения в контексте реализуемых приоритетов государственной политики» можно прочитать здесь.