Кружки и секции стали доступнее, но охват не «всеобщий и справедливый»
Охват допобразованием растет уже несколько лет и превысил 70 – 75% от общего числа школьников. Это был целевой показатель, заявленный еще в Указе Президента 2012 года.
Однако не может не беспокоить неравномерный охват городских и сельских детей. На селе особенно заметно, что у программ допобразования в школах нет устойчивого и прозрачного финансирования. В результате — ограниченный спектр программ, нет оборудования или оно архаичное, нет приспособленных помещений. Занятия ведут учителя-предметники: имеющиеся ресурсы не дают возможности привлечь педагогов дополнительного образования, особенно молодых (их доля сокращается). Нужно укреплять инфраструктуру на базе школ, чтобы Россия смогла войти в топ-10 ведущих стран по качеству образования — это задача нацпроекта. Например, программы естественнонаучной направленности на базе школ могут помочь росту функциональной грамотности в области естественных наук.
Разным остается охват допобразованием в регионах. Во многих из них планка в 70% еще не преодолена. Чтобы выровнять возможности детей, нужно создавать новые места через выделение федеральных субсидий в рамках проекта «Успех каждого ребенка».
Охват растет во многом за счет роста доли платных услуг. Значит, есть риск, что дополнительное образование станет зоной воспроизводства неравенства. Одно из возможных решений — персональные сертификаты семьям учеников. Они внедряются во многих регионах, но важно не ограничиться «раздачей», но оказать полноценную поддержку малообеспеченным семьям — помочь им выбрать программы. Для таких семей можно выделять квоты в создаваемых сегодня высокотехнологичных «Кванториумах», IT-кубах, региональных центрах по работе с талантами.
Напомним, система поддержки и развития талантов у детей — одна из национальных целей развития России до 2030 года.
Доклад Сергея Косарецкого, Андрея Павлова, Татьяны Мерцаловой и Константин Анчиков «Дополнительное образование: изменения в контексте реализуемых приоритетов государственной политики» можно прочитать здесь.
Анчиков Константин Михайлович
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Стажер-исследователь
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра
Мерцалова Татьяна Анатольевна
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт
Павлов Андрей Викторович
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Заместитель директора центра