Трансформация советского внешкольного образования: переход к новым моделям
В последнее время все чаще исследователи в своих работах доказывают наличие позитивных эффектов от внешкольного образования, начиная от повышения академических результатов до освоения навыков 21-го века. Сегодня ученые и практики видят большой потенциал внешкольного образования не только для повышения успеваемости, но и для выравнивания культурного капитала и профилактики девиантного поведения детей.
Советская модель
Советскую модель внешкольного образования принято считать уникальной в своем роде и крайне эффективной. Еще в 50-60 годы прошлого века за рубежом писали о ее значении для прогресса в науке и технике всего Советского Союза.
Модель внешкольной работы с детьми в советский период действительно была эффективной. В России существующая модель внешкольного образования базируется на том, что было наработано 30 лет назад. Та глобальная работа, которая была проведена, не только сохранилась, но и до сих пор используется.
Есть подозрение, что советская система внешкольного образования с экономической точки зрения была крайне неэффективной. Никто не считал и не соотносил количество вложенных средств и полученных результатов. Сегодня же в новых рыночных реалиях государство не готово неэффективно использовать бюджет.
Транзит постсоветских стран
На сегодняшний день выделяют три рабочие модели, по которым развиваются системы внешкольного образования в бывших советских республиках. Неолиберальная модель характеризуется в большей степени отказом от советских оснований и ориентируется на глобальную повестку, постсоветская – сохраняет большинство признаков советской модели. Страны с лиминальной моделью – Армения, Азербайджан и Грузия – «отпустили ситуацию» и не предпринимают мер по развитию внешкольного образования.
Тенденция, которая наблюдается во всех странах сейчас – это сокращение сети центров дополнительного образования и «ошколивание сектора», то есть большинство внешкольных занятий проходит и финансируется школой. Одна из основных причин заключается в том, что зачастую школа оказывается единственным местом, где можно организовывать кружки и секции, из-за требований безопасности.
По сравнению с советской моделью, где внешкольное образование обеспечивалось преимущественно государственными организациями, сегодня активно развивается частный сектор. В странах Прибалтики, например, доля частных организаций в дополнительном образовании достигает 30%.
Содержание внешкольного образования не поменялось: искусство и спорт все так же остаются в топе. Сеть музыкальных, художественных и спортшкол сохранилась, несмотря на некоторые сокращения.
Иванов Иван Юрьевич
Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Характерные черты трансформации
-
Децентрализация: региональные центры становятся все более независимыми от республиканского центра;
-
Урбанизация управления: инфраструктура сельских территорий сокращается, центры внешкольного образования сосредотачиваются в городе, доступность сокращается;
-
«Отказ» от интегрального охвата;
-
Трансформация института в институционализированный сектор;
-
Профессионализация кадров. Доля педагогов с высшим образованием в секторе внешкольного образования растет, а в некоторых странах – Латвии, Литве и Таджикистане – является обязательным требованием;
-
Опыт государственности до вхождения в состав СССР в большей степени определяет успех трансформации внешкольного образования на постсоветском пространстве.
Иванов Иван Юрьевич
Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского