• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Трансформация советского внешкольного образования: переход к новым моделям

Несмотря на наличие работ, посвященных модели советского внешкольного образования, межстрановых исследований о том, как развивались системы бывших советских республик – нет. Этот пробел призван заполнить проект Центра общего и дополнительного образования имш. А. Пинского, результаты которого были представлены на вторничном семинаре Института образования.

Трансформация советского внешкольного образования: переход к новым моделям

В последнее время все чаще исследователи в своих работах доказывают наличие позитивных эффектов от внешкольного образования, начиная от повышения академических результатов до освоения навыков 21-го века. Сегодня ученые и практики видят большой потенциал внешкольного образования не только для повышения успеваемости, но и для выравнивания культурного капитала и профилактики девиантного поведения детей. 

Иванов Иван Юрьевич
Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

Советская модель

Советскую модель внешкольного образования принято считать уникальной в своем роде и крайне эффективной. Еще в 50-60 годы прошлого века за рубежом писали о ее значении для прогресса в науке и технике всего Советского Союза.

 

Модель внешкольной работы с детьми в советский период действительно была эффективной. В России существующая модель внешкольного образования базируется на том, что было наработано 30 лет назад. Та глобальная работа, которая была проведена, не только сохранилась, но и до сих пор используется. 

к.п.н, доцент, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем НГПУ

Есть подозрение, что советская система внешкольного образования с экономической точки зрения была крайне неэффективной. Никто не считал и не соотносил количество вложенных средств и полученных результатов. Сегодня же в новых рыночных реалиях государство не готово неэффективно использовать бюджет. 

д.п.н., профессор департамента педагогики МГПУ

Транзит постсоветских стран

На сегодняшний день выделяют три рабочие модели, по которым развиваются системы внешкольного образования в бывших советских республиках. Неолиберальная модель характеризуется в большей степени отказом от советских оснований и ориентируется на глобальную повестку, постсоветская – сохраняет большинство признаков советской модели. Страны с лиминальной моделью – Армения, Азербайджан и Грузия – «отпустили ситуацию» и не предпринимают мер по развитию внешкольного образования.

Тенденция, которая наблюдается во всех странах сейчас – это сокращение сети центров дополнительного образования и «ошколивание сектора», то есть большинство внешкольных занятий проходит и финансируется школой. Одна из основных причин заключается в том, что зачастую школа оказывается единственным местом, где можно организовывать кружки и секции, из-за требований безопасности.  

По сравнению с советской моделью, где внешкольное образование обеспечивалось преимущественно государственными организациями, сегодня активно развивается частный сектор. В странах Прибалтики, например, доля частных организаций в дополнительном образовании достигает 30%.

Содержание внешкольного образования не поменялось: искусство и спорт все так же остаются в топе. Сеть музыкальных, художественных и спортшкол сохранилась, несмотря на некоторые сокращения. 

Иванов Иван Юрьевич
Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

Характерные черты трансформации

  • Децентрализация: региональные центры становятся все более независимыми от республиканского центра;

  • Урбанизация управления: инфраструктура сельских территорий сокращается, центры внешкольного образования сосредотачиваются в городе, доступность сокращается;

  • «Отказ» от интегрального охвата;

  • Трансформация института в институционализированный сектор;

  • Профессионализация кадров. Доля педагогов с высшим образованием в секторе внешкольного образования растет, а в некоторых странах – Латвии, Литве и Таджикистане – является обязательным требованием; 

  • Опыт государственности до вхождения в состав СССР в большей степени определяет успех трансформации внешкольного образования на постсоветском пространстве.

Файл:YouTube full-color icon (2017).svg — Википедия Смотреть запись вебинара