• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Принцип цифровых технологий противоречит классно-урочной системе

Принцип цифровых технологий противоречит классно-урочной системе

Цифровая революция связана, в первую очередь, не с технологическим прогрессом, а с изменениями в мировоззрении и сознании людей. С лекцией о переходе человеческого общества в цифровую эру выступил Илья Левин, профессор Тель-Авивского университета, в рамках вторничного семинара.

Революция всегда происходит в сознании и мироощущении людей – это не то, что происходит в реальности, а то, как мы воспринимаем происходящее. Мы не смотрим на технологии как на средство или инструмент – это часть нас, нашей жизни и современной реальности.

Левин Илья Семёнович
Профессор кафедры научного образования педагогического факультета Тель-Авивского университета

Наше общество основано на силе разума, правах человека, принципах конфиденциальности и приватности личного пространства. Так мы воспитываем наших детей и думали, что будем воспитывать внуков. Но, к сожалению или к счастью, цифровые технологии находятся в жестком противоречии с основами современного общества. 

35 лет назад появился первый персональный компьютер, вместе с ним – возможность записывать информацию на цифровые носители, передавать и визуализировать ее, оставлять своим потомкам. С приходом в нашу жизнь смартфонов в 2010-м начался период истории, называемый в научном сообществе ICT dependent society – общества, зависящего от информационных технологий. 

Онлайн-манифест, разработанный в 2014 году, описывает цифровое общество так:

  • Окружающий нас мир меняется
  • Изменяется представление людей о самих себе
  • Новый мир – это «инфосфера»
  • Мы – информационные организмы, «инфорги», обитающие в этом мире

Очередная новая технология и каждая революция необыкновенно расширяет наши возможности, при этом что-то убивает, что-то – ограничивает, чему-то не дает развиться.

Семенов Алексей Львович
Главный эксперт Института образования

 

Если стираются различия между машиной и человеком, то и обучение может иметь единые основания – как можно учить машину, так можно учить и человека. В 21-м веке доверия большим данным больше, чем человеческим знаниям – необходим переход от традиционного исследования искусственного интеллекта в образовании как средства преподавания к исследованиям глубокой взаимосвязи ИИ и самого процесса познания. 

 

Существование в цифровом мире (Digital Existence) проходит несколько стадий: просто использование гаджетов, появление сетевой личности и проживание в цифровом пространстве, далее следует сетевая тревожность, связанная с кибербуллингом, электронным мошенничеством, нарушением принципов конфиденциальности, и только после этого человек приходит к цифровому существованию.

 

Сегодня в обществе сохраняется сопротивление цифровой революции из-за существующих идеалов духовной и научной культуры, стереотипов общественного сознания, противоречий метафизики всего аналогового и цифрового, проблем философских основ мировоззрения. В цифровой реальности нет места божественности, принципы цифровых технологий противоречат идее синхронного времени и идее места, в том числе и классно-урочной системе.

Школа отгорожена от окружающего мира не только бетонной стеной, но и цифровым барьером. Когда мы начинаем честно оценивать цифровой мир, многие вещи, которым привыкли учить, становятся ненужными. Сейчас «не нужно» писать грамотно, компьютер напишет за тебя грамотно все, что ты сказал.

Семенов Алексей Львович
Главный эксперт Института образования