• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Неработающие мамы «рулят»

Родители всё активнее участвуют в образовании: этот тренд наметился еще до дистанта, когда мамы и папы оказались главными помощниками учителей. Тенденция общемировая: об этом говорит, например, растущая доля учеников частных школ повсюду – кстати, не только в богатых странах. А в России растет число тех, кто ходит в кружки и секции: это тоже показатель того, что семьям «не всё равно». Тем не менее, до сих пор мало исследований, в чем проявляется родительская вовлеченность. Ее изучила научный сотрудник Центра исследований современного детства ВШЭ Кристина Любицкая – на днях она защитила степень PHD HSE in Education (это первая онлайн защита в Диссертационном совете НИУ ВШЭ по образованию). Поздравляем и рассказываем, какие типы поведения родителей в формировании образовательного пространства детей выделила Кристина в своей диссертации и как это поможет школе

Неработающие мамы «рулят»

Оказалось, что вовлеченность со временем «затухает», как и контакт родителей со школой. В начальных классах почти треть родителей 1 – 2 раза в неделю общается с кем-то из школы – как правило, с классным руководителем. В средних классах доля таких падает до 12%, в старших классах – до 8%.

Кристина Любицкая определила два ключевых критерия участия родителей в учебе: это «управление», когда семья берет на себя ответственность за то, как и чему учится ребенок, и «идентичность», когда у родителей есть четкое понимание – чего они хотят достичь в образовании для своего ребенка. В зависимости от комбинаций этих критериев выделено четыре типа вовлеченности семей в формирование образовательного пространства. Самые вовлеченные  – те, кто активно участвует в обучении и чётко знают, что хотят. Кстати, родители, которые забирают детей на семейное образование – именно из их числа.

В этой «активной» группе чаще всего мать не работает, хотя и имеет высшее образование. Это полная семья с высоким достатком. Почти обратная картина – в семьях, которые доверяют всё, что связано с управлением учёбой, школе: здесь, как правило, работающие матери, а также большая доля родителей без высшего образования, низкий материальный достаток. Часто это неполные семьи.

Исследование Кристины Любицкой будет полезно для учителей и директоров школ: оно позволяет прогнозировать по «типам» семей, каковы будут их активность и образовательные запросы. Прочитать его можно здесь.