• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Школа на позитиве

В российских школах высокий уровень буллинга – примерно на треть выше, чем в среднем по миру. Это показало последнее исследование PISA. Возможно, российским педагогам стоит обратить внимание на современные мировые практики по борьбе с этой проблемой – в частности, на «позитивные психологические интервенции», которые начали применять в США и Европе. Чем они отличаются от старых антибуллинговых программ и как выглядят различные «позитивные уроки» в разных странах – рассказали заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения, академик РАО Артур Реан и психолог Алексей Ставцев (фонд «Собрание»). Их статья опубликована в журнале «Вопросы образования».

Школа на позитиве

Говоря о недостатках антибуллинговых программ, авторы упоминают «ошибку выжившего» – эффект, который часто наблюдают социологи. Его обычно иллюстрируют таким примером: принято считать, что дельфины спасают пловцов, толкая их к берегу. На самом деле, неизвестно, скольких они толкают в обратную сторону. Программ, разработанных для борьбы с буллингом, много, но они строятся на выборках потенциальных агрессоров и жертв. Выявлять эти «группы риска» сложно, а сколько тех, кто на самом деле нуждается в поддержке или коррекции, остается за бортом – неизвестно. Поэтому в последние годы все более популярными становятся практики, которые охватывают всех учеников. Они получили название позитивные психологические интервенции и, в отличие от традиционных антибуллинговых методик, более «пластичны» и легче встраиваются в школьную программу.

Как правило, это тренинги или комплексные программы, на которых школьников учат развивать психологическую устойчивость, положительные эмоции, поощряют социально одобряемые модели поведения и в целом настраивают на более оптимистичный взгляд на мир. Зарубежные исследования показывают, что эффект от них достаточно высок и касается не только буллинга, но и благополучия школьников в целом.

Методики разнообразны и могут показаться экзотическими, однако имеют научно и практически доказанную многими исследованиями эффективность. Так, например, в лондонской школе ученики седьмых классов «получают общее представление о научном подходе к исследованию счастья» – в рамках курса есть теоретические, практические занятия и даже ролевые игры. Старшеклассницы одной из американских школ учатся «осознанной медитации», в другой целый курс посвящен благодарности, а в Австралии в рамках отдельного предмета педагоги-психологи «культивировали реалистично-оптимистичное восприятие будущего».

Авторы замечают, что элементы таких интервенций можно соединять с традиционными мерами профилактики буллинга, и они могут в целом хорошо влиять на климат школы и ее воспитательные достижения, и даже академическую успеваемость учеников.

Прочитать статью «Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга» можноздесь https://vo.hse.ru/data/2020/09/17/1581690644/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BD,%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0%B2.pdf